12.01.2024

Памяти Владимира Михайловича Петлякова

Памяти Владимира Михайловича Петлякова

12 января работники КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала АО «Туполев» почтили память выдающегося авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова.
Представители профсоюзного комитета, совета ветеранов, совета молодежи, аппарата директора КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала АО «Туполев» посетили место захоронения великого конструктора и возложили цветы к мемориальному комплексу Владимира Михайловича Петлякова.

Владимир Михайлович Петляков (15.06.1891 ─ 12.01.1942) - выдающийся советский авиаконструктор, лауреат Сталинской премии I степени, обладатель ордена Красной Звезды и двух орденов Ленина.
Уже во время учебы в МВТУ Владимир Михайлович отличался талантом к конструированию самолетов. Профессор А.И. Путилов говорил про его работу: «Вывешенные чертежи дипломного проекта были выполнены настолько красивыми, что удивляли даже опытных конструкторов. Вычерченный самолёт в пространстве, казалось, взлетит с ватмана и поднимется в воздух».
Передовые идеи В.М. Петлякова стали основой для конструирования и внедрения в производство тяжелых самолетов. Например, технология изготовления клепаных баков из листового дюралюминия с прокладками из ватмана, покрытого толстыми слоями шеллака, использовалась на советских самолетах в течение 20 лет.

С участием Владимира Михайловича в небо поднялись такие самолеты как АНТ-1, АНТ-2, АНТ-3, тяжелые бомбардировщики ТБ-1 (АНТ-4),  ТБ-2 (АНТ-6), ТБ-3, ТБ-4 (АНТ-16), АНТ-20 «Максим Горький», АНТ-25 «РД», ТБ-7 (АНТ-42), названный в дальнейшем Пе-8, высотный истребитель ВИ-100, тяжелый истребитель Пе-3.

Но самой значимой разработкой авиаконструктора стал пикирующий бомбардировщик Пе-2 по прозвищу «Пешка». Этот самолет стал самым массовым бомбардировщиком советского производства (выпущено 11 430 единиц всех модификаций). За выдающие успехи в создании пикирующих бомбардировщиков В. Петлякова отметили Сталинской премией I степени, а также назначили главным конструктором завода №22.
В октябре 1941 года Владимир Михайлович руководит эвакуацией завода в Казань, где продолжается серийное производство Пе-2.

12 января 1942 года В.М. Петляков направляется из Казани в Москву для встречи с наркомом авиационной промышленности А.И. Шахуриным. Однако в 14 часов 15 минут самолёт Пе-2 (№14-11) терпит катастрофу, в которой погибает весь экипаж и находившийся на борту В. М. Петляков. Конструктор вместе с погибшими членами экипажа захоронен на Арском кладбище Казани.
Коллеги Владимира Михайловича вспоминали о нем как о невероятно скромном и щедром человеке, даже в должности главного конструктора он никогда не требовал к себе особого отношения. Только после его гибели стало известно, что свою премию он не взял, а попросил распределить ее между чертежниками, которым не выделили вознаграждения.