17.06.2015
К 60-летию первого полета Ту-104
17 июня 2015 года исполняется 60 лет с момента первого полета Ту-104 – первого советского реактивного пассажирского самолета, определившего во многом дальнейшее развитие пассажирской авиации во всем мире.
В 1952 - 1953 годах ОКБ А.Н.Туполева сконструировало дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, считающийся одной из лучших машин в своем классе. На его базе было решено создать пассажирский лайнер. Такое решение было оправдано с точки зрения экономии времени и средств при проектировке, а также облегчало процесс серийного производства. Сходство управления Ту-16 и Ту-104 давало преимущество при обучении новых пилотов – на момент прогнозируемого запуска пассажирского лайнера в серию в Советском Союзе существовало достаточное количество подготовленных кадров из военных летчиков, способных в кратчайшие сроки обучить молодых пилотов управлению машиной.
К 60-летию первого полета Ту-104 В июне 1954 года Совет министров СССР принял постановление о проектировании первого в истории страны реактивного пассажирского самолета Ту-104, способного брать на борт до 50 пассажиров. Оснастить его планировалось двумя турбореактивными двигателями КБ Микулина АМ-3 М-500. Заявленная скорость составляла от 959 до 1000 км/ч, а максимальная дальность полета определялась в 3500 км.
При создании самолета конструкторы решили оставить часть конструкции Ту-16. Были позаимствованы компоновка кабины экипажа, крыло, хвостовое оперение, шасси, а также пилотажно-навигационные приборы. Для Ту-104 заново сконструировали воздухозаборники двигателей и фюзеляж, добившись большей вместительности. Конструкторами были разработаны новые агрегаты системы кондиционирования воздуха, электроприборов приготовления и подогрева пищи, бестеневого освещения салона, радиофикации пассажирских кабин.
Работа над проектом шла рекордными темпами – уже в декабре 1954 года государственная комиссия утвердила макет будущей легенды, а в марте 1955 года на Харьковском авиационном заводе был построен первый образец Ту-104. Опытный самолет был немедленно передан в Жуковскую летно-испытательную и доводочную базу, где началась подготовка машины к летным испытаниям.
17 июня 1955 года экипаж летчика-испытателя Ю.Т.Алашеева совершил первый полет на реактивном лайнере. В результате испытаний, которые продолжались до 12 октября 1955 года, Ту-104 признали полностью пригодным для серийного производства и рейсовой эксплуатации.
22 марта 1956 года опытный Ту-104 с дипломатами на борту совершил полет в Лондон, где в это время находился первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев. Новейший советский самолет был по достоинству оценен западными экспертами, заявившими, что Советский Союз блестяще справился с задачей по созданию реактивного лайнера. Мировому сообществу стало совершенно ясно, что советская авиационная промышленность нацелена не только на постоянное обновление своего военного парка самолетов, но и на создание первоклассных пассажирских машин.
Первые Ту-104 начали поступать в гражданский воздушный флот в мае 1956 года, а уже 15 сентября был совершен первый регулярный рейс по маршруту Москва – Омск – Иркутск. Самолет пилотировал командир экипажа Е.П.Барабаш. За 7 часов 10 минут с промежуточной посадкой в Омске самолет долетел до Иркутска, преодолев расстояние в 4570 км.
12 октября 1956 года летчиком Б.П.Бугаевым на Ту-104 был выполнен первый международный рейс Москва – Прага, а вскоре новейший лайнер вышел на линии, связывавшие столицу СССР с Римом, Берлином, Парижем, Амстердамом и Брюсселем.
К 60-летию первого полета Ту-104В ходе всего времени производства самолет неоднократно модернизировался. Двигатели со временем были заменены на более мощные и надежные, были выпущены модификации с увеличенным количеством пассажирских мест, постоянно обновлялось пилотажно-техническое и радиотехническое оборудование. Всего на трех серийных заводах (№ 135 в Харькове, № 166 в Омске и № 22 в Казани) было выпущено более 200 самолетов, в модификациях Ту-104, Ту-104А и Ту-104Б, отличавшихся количеством пассажиров, некоторыми элементами конструкции и оборудования.
С 1957 по 1960 год на Ту-104 было установлено 26 мировых рекордов скорости и грузоподъемности, больше чем на любом другом пассажирском самолете данного класса.
Легендарная машина эксплуатировалась до конца 70-х годов, до окончательного снятия с рейсов «Аэрофлота». Последний полет Ту-104 совершил 11 ноября 1986 года, когда одна из сохранившихся машин, вылетев с Кольского полуострова, приземлилась в Ульяновске, где заняла почетное место в музее гражданской авиации.
К 60-летию первого полета Ту-104За создание Ту-104 в 1957 году А.Н.Туполев, А.А.Архангельский, Н.И.Базенков, Д.С.Марков, С.М.Егер, А.Р.Бонин, А.Э.Стерлин, Л.Л.Кербер, К.В.Минкнер, А.М.Черемухин были удостоены Ленинской премии. Более 400 работников ОКБ и опытного завода были награждены правительственными наградами.
Ту-104 стал первым в мире реактивным пассажирским самолетом, успешно освоенным в гражданской авиации, именно за ним в строй гражданской авиации встали и «Боинг 707», и «Комета-4», и французская «Каравелла». Ту-104 был, без сомнения, революционной машиной, определившей ход дальнейшего развития мирового пассажирского самолетостроения.
В 1952 - 1953 годах ОКБ А.Н.Туполева сконструировало дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, считающийся одной из лучших машин в своем классе. На его базе было решено создать пассажирский лайнер. Такое решение было оправдано с точки зрения экономии времени и средств при проектировке, а также облегчало процесс серийного производства. Сходство управления Ту-16 и Ту-104 давало преимущество при обучении новых пилотов – на момент прогнозируемого запуска пассажирского лайнера в серию в Советском Союзе существовало достаточное количество подготовленных кадров из военных летчиков, способных в кратчайшие сроки обучить молодых пилотов управлению машиной.
К 60-летию первого полета Ту-104 В июне 1954 года Совет министров СССР принял постановление о проектировании первого в истории страны реактивного пассажирского самолета Ту-104, способного брать на борт до 50 пассажиров. Оснастить его планировалось двумя турбореактивными двигателями КБ Микулина АМ-3 М-500. Заявленная скорость составляла от 959 до 1000 км/ч, а максимальная дальность полета определялась в 3500 км.
При создании самолета конструкторы решили оставить часть конструкции Ту-16. Были позаимствованы компоновка кабины экипажа, крыло, хвостовое оперение, шасси, а также пилотажно-навигационные приборы. Для Ту-104 заново сконструировали воздухозаборники двигателей и фюзеляж, добившись большей вместительности. Конструкторами были разработаны новые агрегаты системы кондиционирования воздуха, электроприборов приготовления и подогрева пищи, бестеневого освещения салона, радиофикации пассажирских кабин.
Работа над проектом шла рекордными темпами – уже в декабре 1954 года государственная комиссия утвердила макет будущей легенды, а в марте 1955 года на Харьковском авиационном заводе был построен первый образец Ту-104. Опытный самолет был немедленно передан в Жуковскую летно-испытательную и доводочную базу, где началась подготовка машины к летным испытаниям.
17 июня 1955 года экипаж летчика-испытателя Ю.Т.Алашеева совершил первый полет на реактивном лайнере. В результате испытаний, которые продолжались до 12 октября 1955 года, Ту-104 признали полностью пригодным для серийного производства и рейсовой эксплуатации.
22 марта 1956 года опытный Ту-104 с дипломатами на борту совершил полет в Лондон, где в это время находился первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев. Новейший советский самолет был по достоинству оценен западными экспертами, заявившими, что Советский Союз блестяще справился с задачей по созданию реактивного лайнера. Мировому сообществу стало совершенно ясно, что советская авиационная промышленность нацелена не только на постоянное обновление своего военного парка самолетов, но и на создание первоклассных пассажирских машин.
Первые Ту-104 начали поступать в гражданский воздушный флот в мае 1956 года, а уже 15 сентября был совершен первый регулярный рейс по маршруту Москва – Омск – Иркутск. Самолет пилотировал командир экипажа Е.П.Барабаш. За 7 часов 10 минут с промежуточной посадкой в Омске самолет долетел до Иркутска, преодолев расстояние в 4570 км.
12 октября 1956 года летчиком Б.П.Бугаевым на Ту-104 был выполнен первый международный рейс Москва – Прага, а вскоре новейший лайнер вышел на линии, связывавшие столицу СССР с Римом, Берлином, Парижем, Амстердамом и Брюсселем.
К 60-летию первого полета Ту-104В ходе всего времени производства самолет неоднократно модернизировался. Двигатели со временем были заменены на более мощные и надежные, были выпущены модификации с увеличенным количеством пассажирских мест, постоянно обновлялось пилотажно-техническое и радиотехническое оборудование. Всего на трех серийных заводах (№ 135 в Харькове, № 166 в Омске и № 22 в Казани) было выпущено более 200 самолетов, в модификациях Ту-104, Ту-104А и Ту-104Б, отличавшихся количеством пассажиров, некоторыми элементами конструкции и оборудования.
С 1957 по 1960 год на Ту-104 было установлено 26 мировых рекордов скорости и грузоподъемности, больше чем на любом другом пассажирском самолете данного класса.
Легендарная машина эксплуатировалась до конца 70-х годов, до окончательного снятия с рейсов «Аэрофлота». Последний полет Ту-104 совершил 11 ноября 1986 года, когда одна из сохранившихся машин, вылетев с Кольского полуострова, приземлилась в Ульяновске, где заняла почетное место в музее гражданской авиации.
К 60-летию первого полета Ту-104За создание Ту-104 в 1957 году А.Н.Туполев, А.А.Архангельский, Н.И.Базенков, Д.С.Марков, С.М.Егер, А.Р.Бонин, А.Э.Стерлин, Л.Л.Кербер, К.В.Минкнер, А.М.Черемухин были удостоены Ленинской премии. Более 400 работников ОКБ и опытного завода были награждены правительственными наградами.
Ту-104 стал первым в мире реактивным пассажирским самолетом, успешно освоенным в гражданской авиации, именно за ним в строй гражданской авиации встали и «Боинг 707», и «Комета-4», и французская «Каравелла». Ту-104 был, без сомнения, революционной машиной, определившей ход дальнейшего развития мирового пассажирского самолетостроения.