Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

ТУ-82

В феврале 1948-го ОКБ Туполева приступило к проектированию экспериментального самолёта класса фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом, двумя ТРД типа РД-45Ф или ВК-1 и рассчитанного на получение близких к звуковым скоростей полёта (0,9-0,95М). Работа в ОКБ началась в инициативном порядке, тема получила шифр самолёт Ту-82 («82»).

Первоначально проект представлял собой глубокую модернизацию 73-го самолета. На 82-ом, в отличие от 73-го, устанавливались стреловидные крыло и оперение. Силовая установка - два двигателя, уменьшался экипаж с четырех до трёх человек, отказывались от верхней и нижней фюзеляжных пушечных установок. Их заменили одной кормовой.

Габаритные размеры и взлётная масса «82-го» получались значительно меньше, чем у «73-го». Одновременно аналогичная оптимизация конструкции под два двигателя ВК-1 была проведена по базовым проектам «73», «78», что привело к созданию серийного торпедоносца-бомбардировщика Ту-14Т («81Т») для авиации ВМФ. Первоначальный эскизный проект «82-го» ОКБ подготовило в марте 1948-го.

Работа ОКБ получила официальную поддержку, и самолёт начали рассматривать не только как экспериментальную машину, но и как базу для создания околозвукового фронтового бомбардировщика. В июне 1948-го вышло постановление Совета Министров, узаконившее работы по «82-му» (Ту-22).

Предполагалось построить два опытных экземпляра. В июне 1948-го ОКБ подготовило новый эскизный проект, отличавшийся от первоначального изменениями в некоторых элементах конструкции планера, составом вооружения и оборудования.

Опытный самолёт с двигателями РД-45Ф начали строить в июле 1948-го. В феврале следующего года самолёт закончили и передали на заводские испытания. В ходе постройки на опытном «82-ом» установили четыре пары аэродинамических гребней на крыле.

В марте 1949-го экипаж лётчика-испытателя А. Д. Перелета совершил первый полёт на «82-ом». Заводские испытания машины продолжались до июня 1949-го. В отчёте по заводским лётным испытаниям отмечалось, что самолёт устойчив и доступен лётчикам средней квалификации.

На испытаниях зафиксировали максимальную скорость полёта 931 км/ч на высоте 4000 м. Никаких особенных сюрпризов новое крыло не преподнесло, всё оказалось значительно спокойней, чем при полётах первых истребителей со стреловидным крылом.

В ходе испытаний «82-го» произошел эпизод, который вошёл в историю отечественного самолётостроения. Летом 1949-го шла подготовка к традиционному воздушному параду в Тушино, в котором предстояло участвовать и «82-му». Во время генеральной репетиции за несколько дней до парада самолёт, пролетая на малой высоте над Москвой-рекой, попал в зону восходящих потоков различной интенсивности.

Возникла, как её потом окрестили, так называемая «циклическая болтанка», с соответствующими нерасчётными нагружениями конструкции самолёта, приведшими к разрушению крепления левого двигателя к мотораме.

А. Д. Перелет получил травму, ударившись лицом о приборную доску, но сумел выключить поврежденный двигатель и на одном двигателе долететь и посадить самолёт на аэродром ЛИИ. Этот случай потребовал введения в нормы прочности нового понятия – «циклическая болтанка» - эффекта, возникающего при проходе самолётом на малой высоте сложного рельефа местности, например, поле-река-лес. После ряда испытаний, методику расчёта самолетов на «циклическую болтанку» внедрили в практику самолётостроения.

Тактико-технические характеристики:

Характеристики

Фактические

 Размах крыльев, м

17,81

 Длина фюзеляжа, м

17,57

 Высота, м

N/A

 Площадь крыла, кв.м

46,24

 Тип двигателя

РД-45Ф

 Тяга двигателя, кгс

2 х 2270

 Масса пустого самолета, кг

11226

 Масса нормальная взлетная, кг

14919

 Масса перегрузочная взлетная, кг

18339

 Максимальная скорость, км/ч

934

 Крейсерская скорость, км/ч

N/A

 Практический потолок, м

11400

 Дальность полета, км

2395

 Разбег, м

1100

Экипаж, чел

3

Список источников:                                                              

Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ» 
Крылья Родины. Владимир Ригмант. О предшественниках великого самолёта. Как создавался Ту-16
ОАО «Туполев»: От АНТ-1 до Ту-334
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой бомбардировщик «82» 
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолётов мира
Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР 1938-1950 гг.