Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

ТУ-142М

ТУ-142М

585/152

Правительственное постановление по Ту-142 появилось 28 февраля 1963 г. ОКБ поручалось спроектировать и построить на основе Ту-95РЦ дальний противолодочный Ту-142 с поисково-прицельной системой и набором средств поражения подводных лодок. С учётом более чем десятилетней эксплуатации первых вариантов Ту-95 для новой машины спроектировали новое крыло с более эффективными профилями, крыльевые мягкие резиновые топливные баки заменили жёсткими металлическими кессон-баками. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик поставили двухсекционные закрылки. Площадь руля направления увеличили. Значительные доработки провели в системе управления, установив в её каналы необратимые гидроусилители. Ввели систему автоматического парирования на случай отказа одного из двигателей. Нововведения в системе управления значительно облегчили процесс пилотирования, что подтвердили последующие лётные испытания и многолетняя эксплуатация. Анализ эффективности средств ПВО вероятного противника и использования оборонительного вооружения позволил сократить количество пушечных установок до одной кормовой, отказавшись от двух фюзеляжных башенных установок. Одновременно расширили состав бортовых средств РЭП. Первый опытный Ту-142 построили на Куйбышевском авиационном заводе к лету 1968 г. 18 июня экипаж лётчика-испытателя И.К Ведерникова совершил первый полет. В мае 1970 г. первые Ту-142 поступили в опытную эксплуатацию в строевые части авиации ВМФ и начали повседневную работу по отслеживанию подлодок вероятного противника. 14 декабря 1972 г. комплекс Ту-142 официально приняли на вооружение авиации ВМФ. В 1986 году восемь самолётов модификации Ту-142М с комплексом. "Коршун-К" под обозначением Ту-142М-Э были поставлены в Индию, где с успехом эксплуатируются до настоящего времени. Самолёты Ту-142 последних модификаций – Ту-142-М, Ту-142М3 - продолжают нести службу в составе Северного и Тихоокенского флотов. 

Противолодочный самолёт Ту-142 – это свободнонесущий моноплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, среднерасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Шасси самолёта трёхопорное с управляемыми передними колёсами. Планер самолёта состоит из фюзеляжа, крыла, четыре гондол двигателей и оперения. Фюзеляж типа монокок (снабжён продольным набором стрингеров, поперечным набором шпангоутов, с работающей обшивкой). К фюзеляжу крепятся остальные части самолёта. В его передней и задней частях размещены кабины экипажа, в хвостовой части находится кормовая пушечная установка. Длина фюзеляжа составляет 46,4 м, максимальный диаметр ‑ 2,9 м. В носовой части установлена штанга системы дозаправки топливом в полете (с использованием системы “Конус”). Для покидания самолёта в случае аварийной ситуации служит входной люк, расположенный в нише передней опоры. В нижней части фюзеляжа расположены два грузоотсека. Крыло самолёта состоит из пяти частей и почти все оно, за исключением центроплана, представляет собой бак-кессон, состоящий из восьми отсеков. Полная заправка самолёта топливом осуществляется путём заправки всех кессон-баков и трёх мягких баков в центроплане и задней части фюзеляжа. Силовая установка самолёта состоит из четырёх турбовинтовых двигателей НК‑12МВ (НК‑12МП) конструкции Н. Д. Кузнецова. Мощность каждого двигателя составляет 15000 эквивалентных л. с., на них установлено по два соосных четырехлопастных тянущих винта.