Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

Музей


История музея уходит своими корнями в 60-е годы. Его организация началась еще при жизни А.Н. Туполева. Первоначально речь шла о создании Музея трудовой славы, которые в то время создавались на многих предприятиях страны. Постепенно, с ростом количества собранных материалов, было принято решение о создании полноценного музея, в котором была бы отражена многогранная история старейшего авиационного предприятия, возглавляемого А.Н. Туполевым.

У истоков создания музея стояли А.Н. Туполев, А.И. Кандалов и С.Д. Агавелян. В 1972 году, в соответствии с приказом, подписанным Министром авиационной промышленности, музей получил статус национального как филиал Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского. Экспозиция разместилась в бывшем здании КОСОС, в помещениях, где располагались кабинет А.Н. Туполева, его комната отдыха и зал заседаний.

В конце 90-х годов ХХ века руководством ОКБ было принято решение о временном прекращении деятельности музея и переводе его фондов в основное здание предприятия. По прошествии десяти лет было решено восстановить экспозицию из сохранившихся предметов и артефактов в помещении основного здания ОКБ. В течение полутора месяцев, начиная с середины сентября 2008 года, работа по восстановлению экспозиции музея была выполнена. Огромную работу по восстановлению экспозиции музея выполнил макетный цех во главе с Н.П. Грушиным, отреставрировавший и подготовивший к экспонированию десятки моделей самолетов. На высоте оказалась служба административно-хозяйственных работ во главе с В.В. Казиным. Большую работу выполнило подразделение комплексного производства, возглавляемое С.А. Щегловым. Оформлением музея занимался отдел компьютерного дизайна, руководимый Е.С. Ольшанской. Большую практическую и консультационную помощь в восстановлении музея оказали главный конструктор Л.Т. Куликов, глубокоуважаемые ветераны предприятия Г.А. Черемухин и В.М. Вуль и многие другие туполевцы. Особая роль в восстановлении музея принадлежит директору дирекции по управлению персоналом А.М. Затучному, без которого все планы по состоявшемуся «блиц-ренессансу» музея так и остались бы на бумаге.

Мы предлагаем вам совершить небольшую экскурсию по вновь открывшемуся музею. Он разместился в трех помещениях основного здания ПАО «Туполев» по адресу: набережная Академика Туполева, дом 17. <br />
Пройдя через центральный стеклянный вход, вы попадаете в холл музея, где установлен мраморный бюст А.Н. Туполева. Здесь же посетители могут ознакомиться с крупномасштабными моделями самолетов Ту-204СМ, Ту-154М и Ту-334, а также с беспилотным тактическим разведчиком Ту-243 «Рейс-Д». Через холл вы попадаете непосредственно в помещение музея - в его первый зал, экспозиция которого посвящена истории ОКБ. В зале представлено более 100 моделей различных типов летательных аппаратов, аэросаней и торпедных катеров, над проектами которых конструкторское бюро  работало, начиная с 20-х годов ХХ века по настоящее время. Здесь же вы можете ознакомиться с вооружением и оборудованием, которым оснащены туполевские машины.

Условно экспозиция первого зала разделена на четыре зоны. Первая зона охватывает период с момента образования предприятия до окончания Второй мировой войны. Посетителям представлены модели первых самолетов ОКБ, созданных в начале 20-х годов, а также линейка тяжелых самолетов-монопланов с гофрированной обшивкой: АНТ-1, АНТ-2, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-20. Здесь же располагаются модели серийных аэросаней АНТ-IV, АНТ-V и опытного торпедного катера ГАНТ-4 «Туполев». Деятельность ОКБ в 30-е годы представлена моделями дальнего рекордного самолета АНТ-25 «РД», скоростными самолетами с убирающимся шасси и гладкой обшивкой (АНТ-21, АНТ-40, АНТ-41, АНТ-42) и гидросамолетами - летающими лодками АНТ-22 и АНТ-44. Первая демонстрационная зона заканчивается экспозицией, посвященной созданию и развитию одного из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны – Ту-2, в которой представлены модели самолета «103» с двигателями М-120ТК, серийного Ту-2, опытных самолетов «62» (Ту-2Д) и «68» (Ту-10), а также авиационный пулемет ШКАС, устанавливавшийся на первые серии Ту-2.

Вторая экспозиционная зона посвящена развитию туполевских самолетов военного назначения и охватывает период с конца Второй мировой войны по 80-е годы. Здесь представлены модели проектов опытных и серийных самолетов семейств Ту-4, Ту-95, Ту-142. История моделей позволяет проследить тот путь, который привел к созданию послевоенного шедевра в области реактивной бомбардировочной авиации - Ту-16. Посетители могут ознакомиться с моделью уникального опытного тактического самолета Ту-91. В экспозиции широко представлена история создания сверхзвуковых боевых самолетов ОКБ – Ту-128, Ту-22, Ту-22М и Ту-160. В отдельный раздел выделена экспозиция, посвященная беспилотной технике, созданной ОКБ, начиная со второй половины 50-х годов.

Третья экспозиционная зона знакомит посетителей с развитием туполевских проектов в области создания реактивной пассажирской авиации. Здесь располагаются модели Ту-104, Ту-110, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154. Сверхзвуковые пассажирские самолеты представлены моделями опытного и серийного Ту-144Д и моделью проекта СПС бизнес-класса Ту-444. Широко представлено семейство современных магистральных пассажирских самолетов Ту-204/214. На нескольких моделях иллюстрируется история создания современного ближнемагистрального самолета Ту-334.

Четвертая экспозиционная зона посвящена некоторым прорывным проектам ОКБ, в том числе работам по самолетам с ядерными авиационными силовыми установками, гиперзвуковым летательным аппаратам различного назначения, проектам самолетов на сжиженном природном газе и жидком водороде.

Все четыре модельные экспозиционные зоны проиллюстрированы красочными настенными баннерами и фотографиями соответствующего содержания.

Второй экспозиционный зал посвящен памяти основателя ОКБ А.Н. Туполева. В этом зале выставлены сохранившиеся мебель и вещи, которые находились в кабинете А.Н. Туполева, его комнате отдыха и зале заседаний. Выставлены личные вещи великого авиаконструктора: мундиры генерал-лейтенанта и генерал-полковника, пиджак с муляжами Звезд Героя Социалистического Труда и лауреатских значков. На корпусе радиолы, привезенной А.Н.Туполевым в 30-е годы из командировки в США, смонтирована видеоустановка, на которой демонстрируются фильмы, посвященные конструктору и истории ОКБ.

Музей выполняет большую публикационную работу. На сегодняшний день силами музея в содружестве с другими организациями подготовлено и опубликовано около 700 статей, отдельных монографий и книг по различным направлениям деятельности ОКБ. В качестве ближайшей перспективы – развитие и сохранение музея в рамках ПАО «ОАК», совершенствование и увеличение экспозиционной базы, реставрация моделей и других предметов до состояния, позволяющего выставлять их в помещениях музея, поиск дополнительных материалов по истории ОКБ, дальнейшее проведение активной публикационной работы.

Представленный краткий обзор экспозиции музея лишь в общих чертах дает представление о деятельности ОКБ. Всю масштабность деятельности этого старейшего в стране авиационного предприятия можно осознать, только непосредственно посетив музей, ознакомившись с его экспонатами и послушав комментарии директора музея.

Музей работает с понедельника по пятницу с 9:00 до 16:00. Максимальная численность группы посетителей – 10-12 человек. Вопрос посещения музея необходимо согласовать с директором музея В.Г. Ригмантом по тел.: 8-903-762-68-17.

Адрес музея: Россия, Москва, 105005, набережная Академика Туполева, д.17. Тел: (499) 267-24-44, факс: (499) 261-71-41, (499) 261-08-68. Наиболее удобный проезд от станции метро «Курская» или «Чкаловская» трамвай № 24 до остановки Елизаветинский пер., далее пешком 100-150 м. СХЕМА ПРОЕЗДА