Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

Ульяновский филиал ПАО «Туполев» - конструкторское бюро

Здание УФКБ на ЗАО Авиастар-СП

Ульяновский филиал – самый молодой в семействе крупных региональных подразделений ПАО «Туполев». Его создание в очередной раз стало воплощением общей стратегии академика А.Н.Туполева по освоению нового типа самолета на новом производстве. История филиала начинается в 1986 г. с создания представительства ММЗ «Опыт» на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (в настоящее время ЗАО «Авиастар-СП») для сопровождения производства пассажирских авиалайнеров четвертого поколения Ту-204. По решению Генерального конструктора А.А.Туполева и Главного конструктора Ту-204 Л.А.Лановского, директор Куйбышевского филиала В.В.Ильин подобрал специалистов для представительства. Первым руководителем нового подразделения стал К.И.Канеев - начальник отдела каркаса Казанского филиала ММЗ «Опыт».

В мае 1987 г. ответственным представителем ММЗ «Опыт» на УАПК и руководителем представительства назначается В.И.Нижегородов. Совместно со специалистами серийного завода развернута работа по запуску в производство конструкторской документации на Ту-204. Первый серийный Ту-204 поднимается в воздух 17 августа 1990 г., следом за ним со стапелей сходит вторая серийная машина. Начались сертификационные испытания.

Директор филиала С. Г. Рыжаков

В 1990-е гг. российские производители авиационной техники лишились государственной поддержки и столкнулись лицом к лицу с крупнейшими мировыми авиакорпорациями в жесткой конкурентной борьбе даже не за мировой – за отечественный рынок воздушных судов.

В этих условиях ЗАО «Авиастар-СП» совместно с АНТК им. А.Н. Туполева делает ставку на самолет Ту-204, который оказался единственной современной гражданской разработкой в области новой авиационной техники в тот период, когда практически все работы по ее проектированию в стране почти не велись. Чтобы обеспечить спрос на ульяновские самолеты, разработчики и производители выработали смелую антикризисную стратегию индивидуального подхода к пожеланиям авиакомпаний-заказчиков при практически единичном производстве. Так рождалось семейство самолетов Ту-204, обладающее широким спектром характеристик и сфер применения.


Ту-204СМ в цехе окончательной
сборки ЗАО Авиастар-СП

В августе 1992 г. отдел цеха № 57 ЦКБ – представительство на ЗАО «Авиастар-СП» было преобразовано в филиал АНТК им. А.Н. Туполева – Ульяновское конструкторское бюро (УКБ)

На долю УКБ выпал напряженный участок работ – проектирование, выпуск и передача в производство конструкторской документации, организация сертификационных испытаний новых типов и модификаций «двестичетверки». Совместно с ЦКБ и по его заказу филиал занимается доработками базового изделия Ту-204-100, экспортных исполнений Ту-204-120 с двигателями Rolls-Royce, грузовых моделей Ту-204С.

В октябре 1994 г. директором Ульяновского конструкторского бюро назначается С.Г. Рыжаков. К этому моменту в коллективе работает 39 человек.

Специалисты УФКБ на производстве Ту-204СМ

С середины 1990-х гг. по решению руководства филиала начинается внедрение электронных информационных технологий в рабочие процессы проектирования. Изыскиваются материальные ресурсы на приобретение компьютеров и программного обеспечения, людские – на отработку технологий и методов работы с учетом специфики предприятия.

С июля 1999 г. УФКБ начинает разрабатывать конструкторскую документацию на самолет Ту-204-120СЕ.

С 2000 г. совместно с ЗАО «Авиастар-СП», при поддержке лизинговой компании «ИФК» и авиакомпании «Владивосток-Авиа» Ульяновский филиал реализует проект дальнемагистрального Ту-204-300, который оказался удачным решением для дальневосточных авиаперевозчиков.

Одновременно с работами по Ту-204 Ульяновский филиал выполняет ряд дополнительных проектно-конструкторских заказов: работы по самолету Ту-334 для Казанского филиала фирмы «Туполев», совместные с ЦКБ работы по проекту Ту-330, интерьерные разработки для Ту-154М компании «Алмазы России», для вертолетов Ми-8 (совместно с ОКБ Миля) и Ил-96 (совместно с ОКБ Ильюшина и компанией «Русавиаинтер»), по заказу ПАО «ОАК» – предварительная проработка проекта Ту-ШФ БСМС.

Информационные технологии
в основе современного проектирования

Освоение компьютерной техники и CAD-систем идет без прерывания рабочего процесса. Инженеры конструкторы обучаются новым методикам выполнения чертежей и трехмерному моделированию, одновременно выполняя тот или иной объем проектно-конструкторских работ. С каждым разом доля электронного представления КД увеличивается, постепенно вытесняя традиционные «рукопашные» чертежи и спецификации. Также растет наработка трехмерных электронных моделей деталей и сборочных единиц, постепенно формируется объем данных, который впоследствии станет Электронным определением изделия. В начале 2000-х гг. Ульяновский филиал становится передовым подразделением ПАО «Туполев» в части использования новейших информационных технологий в проектировании.

Свое современное наименование – УФКБ ПАО «Туполев» Ульяновское конструкторское бюро получило после реорганизации АНТК им. А.Н. Туполева в Открытое акционерное общество «Туполев». За период с 2005 по 2009 г. коллектив филиала вырос со ста до двухсот человек, более трети из которых – молодые специалисты, выпускники ульяновских вузов.

Молодые специалисты УФКБ на производстве Ту-204СМ

В составе УФКБ находится 15 конструкторских бригад, охватывающих все основные направления авиационного проектирования: каркаса и интерьера, электросистем и бортового оборудования, прочности и массы, систем управления, СКВ и др. Филиал укомплектован современной компьютерной техникой и программным обеспечением, имеет локальную вычислительную сеть, соединенную с сетью базового предприятия ЗАО «Авиастар-СП» и с ЦКБ в Москве.

Ульяновский филиал продолжает свою работу по сопровождению производства самолетов Ту-204 на ЗАО «Авиастар-СП», оставаясь головным подразделением по разработке и выпуску конструкторской документации на самолеты данного типа. Семейство Ту-204 насчитывает уже более десятка основных типов и модификаций. Самолеты этой марки по-прежнему остаются наиболее востребованными воздушными судами российского производства на авиационном рынке. Презентация новой модели – самолета представительского класса Ту-204-300А – состоялась на авиасалоне МАКС-2009. Этот самолет получил способность совершать межконтинентальные перелеты, имея на борту все необходимое для обеспечения комфортной работы и отдыха первых лиц государства и крупных корпораций.

Колонна УФКБ на параде предприятий
Ульяновска 12 июня 2013

Активной общественной деятельностью Ульяновский филиал ПАО «Туполев» заслужил уважение и авторитет у региональных властей. В 2008 г. силами УФКБ ПАО «Туполев» в Заволжском р-не г. Ульяновска при поддержке администрации района и Правительства Ульяновской области была установлена мемориальная доска, посвященная 120-ой годовщине со дня рождения А.Н.Туполева. Флаг «Ту» появляется в небе Ульяновска на всех авиационных праздниках. В 2013 г. молодые специалисты филиала представляли Заволжский район (именуемый также районом Авиастроителей) г. Ульяновска на областном параде предприятий в День России. Ежегодно активистами филиала организуется сбор средств для адресной помощи детям из многодетных и малообеспеченных семей в рамках областной акции «Помоги собраться в школу».




Первый самолет Ту-204СМ 64150
выходит с завода (13 декабря 2010)

В 2009 г. в УФКБ начато рабочее проектирование нового среднемагистрального пассажирского лайнера Ту-204СМ. Первый полет головная машина (борт №64150) совершила 29 декабря 2010 г. В августе 2011 г. первые две машины были представлены на авиасалоне МАКС. Значительное участие специалисты Ульяновского филиала приняли в сертификационных испытаниях нового самолета. Самолет получил сертификат летной годности в мае 2013 г.

В настоящее время филиал ведет деятельность по поддержке находящихся в эксплуатации самолетов семейства Ту-204, продолжает конструкторское сопровождение производства самолетов марки «Ту» на ЗАО «Авиастар-СП». Вместе с Ту-204СМ по-прежнему актуальными остаются такие программы как дальнемагистральный самолет Ту-204-300 и грузовой Ту-204-100С. В начале 2012 г. два самолета Ту-204-300 в VIP-варианте были переданы в Специальный летный отряд «Россия», летом 2013 г. два грузовых воздушных судна Ту-204-100С получила авиакомпания «Трансаэро».

 
Мемориальный знак в честь
120-летней годовщины А.Н.Туполева, г.Ульяновск
  Рабочий момент

 

Также конструкторы УФКБ ПАО «Туполев» ведут разработки в рамках российско-китайского проекта самолета специального назначения на базе Ту-204, участвуют в оборонных программах ПАО «Туполев».