Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

Самарский филиал ПАО «Туполев» - конструкторское бюро

Самарский филиал ПАО «Туполев» ведет свою историю от Куйбышевского филиала завода № 156 (ОКБ-156, ОКБ А.Н. Туполева), созданного по инициативе Андрея Николаевича Туполева приказом МАП от 27 января 1956 г. для обеспечения конструкторского сопровождения серийного производства на заводе № 18 (Куйбышевский авиационный завод) и эксплуатации стратегического бомбардировщика Ту-95. Руководителем созданного филиала в феврале 1956 г. был назначен А.И. Путилов. В июле 1956 г. были образованы первые конструкторские бригады. Коллектив филиала подключается к разработке конструкторской документации для различных военных модификаций Ту-95, а также для срочно разрабатывавшегося в то время его пассажирского варианта Ту-116, предназначенного для перевозки первых лиц государства. Работы по Ту-116 начались в 1956 г., а уже весной 1958 г. первый Ту-116 поднялся в воздух. Параллельно сотрудники филиала привлекались к созданию самолета Ту-114 (спроектировали хвостовую часть фюзеляжа) и летающей лаборатории Л-106 на базе Ту-95 для испытания двигателя НК-6 и многих других мощных ТРД того периода. До середины 1960-х гг. коллектив филиала активно участвовал в разработке документации и внедрении в производство таких модификаций Ту-95 как Ту-95М, Ту-95МР, Ту-95РЦ, Ту-95К и Ту-95КМ.

С 1959 г. коллективу филиала было поручено создание самолета ДРЛО Ту-126 – разработка обтекателя РЛС и пилона его крепления, отсеков фюзеляжа, установка оборудования ДРЛО и систем. Работа над этим самолетом показала зрелость коллектива и его готовность к самостоятельному выполнению больших и сложных заданий Генерального конструктора. В период работ по Ту-126 филиалом была выполнена система дозаправки топливом в полете «Конус», она оказалась удачной и в дальнейшем была установлена на Ту-95КМ, Ту-142 и Ту-95МС. В то же время конструкторы привлекались к выпуску документации на пассажирский самолет Ту-134.

При создании самолета Ту-142 выпускалась документация на крыло, на доработки по оборонительному вооружению, установку электронного оборудования для выполнения новых задач и необходимого в связи с этим изменения конструкции планера. В последующие годы филиал много занимался модернизацией этого самолета и выпуском документации на его модификации Ту-142М, Ту-142МЗ, Ту-142МЭ. Как известно, Ту-142 серийно выпускался сначала в Куйбышеве, а позднее – на авиационном заводе в Таганроге; все это время филиал принимал участие в конструкторском обеспечении его производства и эксплуатации. Самолет Ту-142, наряду с Ту-95, стал одним из основных в тематике работ филиала с 1956-го и до конца 1980-х гг.

В 1960-е гг. наряду с выполнением работ по военной тематике специалисты филиала все шире начинают привлекаться к разработке пассажирских самолетов нового поколения. Кроме уже упоминавшихся работ по созданию Ту-114 и Ту-134, филиал участвует в разработке самолетов Ту-144 и Ту-154. И если объем работ по Ту-144 был относительно небольшим, то Ту-154 стал основным направлением в деятельности филиала на многие годы.

Опытный образец Ту-154 был впервые поднят в воздух в октябре 1968 г. К этому времени завершается выпуск рабочих чертежей и передача их на серийный завод № 18 в Куйбышеве, который как раз завершал выпуск последних Ту-114.

В период с 1959 по 1960 гг. Куйбышевский филиал возглавлял Г.И. Бертош, а с 1960 г. – М.Д. Хасанов. В 1971 г. коллектив переехал в новый корпус с опытным производством, лабораторным оборудованием и спроектированными для выполнения конструкторских работ залами. Развертывание серии Ту-154 потребовало от филиала выполнения большого объема работ по этому самолету и его вариантам: транспортно-санитарному Ту-154ТС и грузовому Ту-154С. В 1970-е гг. коллективом филиала был выполнен большой объем работ по переоборудованию части самолетов Ту-95К в вариант Ту-95К22 (тема «КАМА») с новым ракетным вооружением и оборудованием. Филиал обеспечивал отработку бюллетеня по переоборудованию на ремонтном заводе ВВС и конструкторское сопровождение работ. По теме «Волга» был переоборудован один Ту-95М для отработки опытного комплекса Ту-95К-26 с ракетами КСР-5. В это же время филиал выполнил большой объем работ по модернизации самолетов Ту-142: была разработана документация на самолет Ту-142МК (Ту-142М) с комплексом «Коршун», а затем и Ту-142МЗ. В конце 1970-х гг. в Таганрог и на самарский авиационный завод передан комплект документации на изготовление самолета Ту-95МС. В 1980-м и в последующие годы при запуске и в процессе серийного производства выполнялись работы по совершенствованию этой документации и ведению конструкторского сопровождения производства и эксплуатации стратегического самолета-ракетоносца. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. силами коллектива (по большей части) был разработан самолет Ту-154М, на его базе создано несколько летающих лабораторий, в том числе для отработки систем управления космического челнока «Буран» и летающая лаборатория Ту-154МЛК для подготовки космонавтов, действующая и в настоящее время. На базе Ту-154 был создан экспериментальный самолет Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на водороде, а затем и на сжиженном природном газе.

В 1983 г. начальником филиала был назначен В. В. Ильин. В 1980-е гг. филиалу была поручена разработка конструкторской документации на механизацию крыла Ту-204 по передней кромке (предкрылки и система управления ими) и носки. При этом носки крыла были выполнены в двух вариантах: традиционном металлическом и из композиционных материалов (стеклоткань и ткань СВМ). Также был выпущен комплект соответствующей документации на носки и предкрылки Ту-204-120. Несколько позднее филиалом была разработана и документация на крышки багажных люков для Ту-204-200 (в серии Ту-214).

Окончательная сборка крыльев самолета Ту-204 производилась в Ульяновске, но изготовление их первых комплектов выполнялось Самарским авиационным заводом, и потому филиал принимал участие в постановке на производство и отработке их конструкции.

В начале 1990-х гг. коллективом филиала совместно с московским головным КБ был выпущен и передан серийному заводу комплект документации на самолет Ту-156, способный летать на сжиженном природном газе и керосине. Примерно в это же время в филиале разрабатывалась документация на самолет под условным наименованием Ту-154М2 с двумя двигателями ПС-90. Документация в высокой степени готовности была передана серийному заводу. Также на основе технического задания первых эксплуатантов Ту-204 был создан грузовой вариант Ту-204С. Конструкторская документация на грузовую дверь и систему управления ею была разработана филиалом.

В 2006–2007 гг. филиал вновь вернулся к этой тематике в связи с разработкой грузового самолета Ту-214F по новым ТЗ. Учитывая опыт эксплуатации самолетов Ту-154С и Ту-204С, филиал выпустил к нему документацию на грузовую дверь и на систему управления ею.

В конце 1980-х гг. коллектив филиала приступил к разработке документации на носки крыла, предкрылки и систему их управления для создававшегося в то время в московском ЦКБ самолета Ту-334. При этом изначально носки и хвостовая часть предкрылков были выполнены из композиционных материалов и в виде трехслойных панелей. К 1993 году работы были закончены и документация была передана в г. Киев на серийный завод. После этого филиал разработал документацию на крышки багажных люков, на грузовую дверь и барьерную стенку для грузового варианта Ту-334.

В 1995 гг. в связи с разработкой семейства самолетов Ту-334 различной дальности и пассажировместимости филиалом было спроектировано крыло большей площади с элементами топливной системы – вариант Ту-334-100Д. Производство этого самолета планировалось в г. Самаре на заводе «Авиакор». Кроме того, в конце 1990-х гг. филиал занимался работами по Ту-330 и Ту-136.

В марте 1998 г. после ухода на заслуженный отдых начальника филиала - заместителя главного конструктора В.В. Ильина, руководителем филиала назначили В.Н. Климова.

В 2001 г. Самарский филиал «АНТК им. Туполева» был реорганизован в Самарский филиал ПАО «Туполев» – конструкторское бюро.

В настоящее время филиал продолжает работы по Ту-154: выпускает документацию на самолеты, достраиваемые заводом по индивидуальным техническим заданиям, и на модернизацию систем (в частности, навигации) и оборудования; решает технические вопросы по самолетам, ремонтируемым в г. Самаре и на двух ремонтных заводах; обеспечивает инженерной поддержкой достраиваемые заводом самолеты.

Выпускается документация и на самолеты Ту-204 различных модификаций для Ульяновского комплекса.

В последние годы появилась возможность омоложения коллектива. В 2008-2009 гг. в филиале появились молодые специалисты – выпускники Самарского государственного аэрокосмического университета, которые сразу же активно включились в трудовую и общественную жизнь, возродили совет молодых специалистов. Происходит постепенное оснащение рабочих мест вычислительной техникой с современным программным обеспечением.

Стремясь идти в ногу с техническим прогрессом, коллектив филиала активно осваивает и внедряет новейшие информационные технологии, организуя и поддерживая процесс электронного проектирования и конструирования узлов и агрегатов летательных аппаратов.

Самарский филиал в составе ПАО «Туполев» совместно с другими филиалами готов участвовать в будущих проектах по дальнейшему развитию туполевских самолетов различного назначения.