Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

Филиал ПАО «Туполев» - Жуковская летно-испытательная и доводочная база

Начало создания службы летных испытаний ОКБ А.Н.Туполева можно отнести к 20–30-м гг. прошлого века – с момента организации Отдела экспериментально-летных испытаний и доводки (ОЭЛИД) ЦАГИ. Здесь проходили испытания практически все туполевские самолеты довоенного периода. После ареста А.Н.Туполева и других ведущих специалистов ОКБ, испытания первых опытных самолетов Ту-2 («103» и «103У») проводились силами ГК НИИ ВВС. Во время Великой Отечественной войны, в 1941–1943 гг., на эвакуированном в Омск заводе № 166 работала летно-экспериментальная станция (ЛЭС), занимавшаяся испытаниями и доводкой опытных и серийных самолетов Ту-2. А.Н.Туполев возложил руководство станцией на Е.К.Стомана. В ноябре 1943 г., после возвращения туполевского коллектива в Москву, на основе ЛЭС и летно-испытательной станции завода № 156 была образована единая ЛЭС, начальником которой назначили Е.К.Стомана. До окончания войны на ЛЭС велись испытания и доводка серийного Ту-2 и созданных на его базе опытных летательных аппаратов различного назначения и с разными типами двигателей (самолеты «62», «63», «65», «67», «68»).

В 1947 году началось строительство и формирование ЖЛИ и ДБ как филиала ОКБ А.Н.Туполева. Первым начальником базы был назначен Е.А.Иванов (впоследствии Генеральный конструктор ОКБ П.О.Сухого). В послевоенный период в основном работали над самолетом Ту-4 и его модификациями, а также над первыми опытными и серийными реактивными самолетами ОКБ («77», «73», «78» и Ту-14). ЖЛИ и ДБ была введена в строй в начале 1950-х гг. Первым самолетом, получившим здесь путевку в небо, стал в 1951 г. опытный стратегический бомбардировщик Ту-85.

С начала 1950-х гг. ЖЛИ и ДБ проводит большой объем испытаний по дальнему реактивному бомбардировщику Ту-16 и стратегическому бомбардировщику Ту-95, а также по их модификациям. С середины 1950-х гг. проводится большой цикл испытаний и доводок по первым туполевским реактивным пассажирским самолетам – среднемагистральным Ту-104 и Ту-110, а с 1957 г. – по межконтинентальному Ту-114. В этот же период начинаются испытания первых сверхзвуковых летательных аппаратов «98», «105» и «105А» (прототипы серийных боевых самолетов Ту-128 и Ту-22), открывших новый большой этап в жизни ЖЛИ и ДБ, связанный со сверхзвуковой тематикой.

С 1953 по 1958 гг. руководителем ЖЛИ и ДБ является М.Н.Корнеев. В 1958 г., после его ухода на пенсию, начальником базы назначается бывший руководитель ГК НИИ ВВС А.С.Благовещенский.

В 1960-е гг. в ЖЛИ и ДБ проводятся испытания ближнемагистральных самолетов Ту-124, Ту-134 и их модификаций, сверхзвукового истребителя-перехватчика Ту-128. В эти годы ЖЛИ и ДБ выполнила огромную работу по доводкам самолетов семейства Ту-22, благодаря которой во второй половине 1960-х гг. эти самолеты были приняты на вооружение ВВС. В конце 1960-х гг. на Летно-исследовательской базе начинаются испытания нового среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154, прототипа сверхзвукового пассажирского Ту-144, многорежимного ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М0, противолодочного самолета Ту-142. Ко второй половине 1960-х гг. ЖЛИ и ДБ стала во многом самостоятельным подразделением ОКБ А.Н. Туполева, имевшим в своем составе летно-испытательный, расчетно-экспериментальный и производственный комплексы, а также другие подразделения, на ней могли проводить сложнейшие испытания современной авиационной техники. В состав ЖЛИ и ДБ вошла служба испытательного полигона (СИП), которая занималась беспилотной техникой. В связи с расширением фронта работ по новой авиационной технике в этот период значительно увеличился количественный состав летчиков-испытателей. В конце 1967 г. построен и поэтапно введен в строй моторно-испытательный комплекс (МИК) ЖЛИ и ДБ, созданный по указанию А.Н. Туполева для решения вопросов, связанных с силовой установкой Ту-144 и других новых и перспективных самолетов ОКБ. Стенд позволил решать их на более качественном уровне.

В 1973 г. А.С.Благовещенского на должности начальника ЖЛИ и ДБ сменил Д.А.Кожевников. В 1970-е гг. Летно-испытательная база использовалась для работ над сверхзвуковыми пассажирскими Ту144 с двигателями НК-144А и РД36-51А, серии самолетов семейства Ту-22М (Ту-22М0, Ту-22М1, Ту-22М2 и Ту-22М3, модификациями пассажирских Ту-154 и Ту-134. Проводились испытания и доводки модернизированных вариантов дальних противолодочных самолетов семейства Ту-142. В конце 1970-х гг. начались испытания по программе модернизированного самолета-ракетоносца Ту-95К-22 и стратегического самолета-ракетоносца Ту-95МС – носителя крылатых ракет большой дальности.

В 1982 г. начальником ЖЛИ и ДБ становится В.Т.Климов. В 1980-е гг. основной темой были совместные с заказчиком испытания стратегического многорежимного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Одновременно шли работы по темам Ту-95МС, Ту-22М3 и его разведывательной модификации Ту-22МР, в том числе и под новые системы ударного вооружения. Постоянно велись работы по совершенствованию гражданской авиатехники, модификаций самолета Ту-134А – Ту-134Б, Ту-134УБЛ, Ту-134СХ. В достаточно короткие сроки были проведены испытания и доводки новой модификации Ту-154 – Ту-154М. Осуществлены испытания Ту-204. Также в 1980-е гг. был проведен большой объем подготовительных работ по наземному комплексу и экспериментальной летающей лаборатории Ту-155, ее опытная силовая установка могла работать как на сжиженном природном газе, так и на жидком водороде. Начало летных испытаний Ту-155 в конце 1980-х стало для ОКБ и всей отечественной авиапромышленности смелым прорывом в области криогенных авиационных технологий.

В эти годы особое внимание на ЖЛИ и ДБ обращалось на психологическую совместимость экипажей, на концентрацию летчика при испытании определенного типа самолета. Образовались три летные службы, которыми руководили наиболее опытные летчики-испытатели – через их руки прошли десятки самолетов различных типов и классов. Первая летная служба специализировалась на Ту-160, Ту-144 и Ту-154 всех модификаций; вторая – на Ту-22М3, Ту-134 и их модификациях, третья – на семействе самолетов Ту-95/Ту-142. Действовала хорошо оправдавшая себя система выбора и назначения старшего летчика заказа (темы), который выполнял первый полет, оставался шеф-пилотом проекта в течение всего срока испытаний, а после сопровождал самолет в течение всего срока службы. Однако при этом каждый летчик-испытатель был обязан после соответствующей подготовки освоить все типы опытных и серийных самолетов, находившихся на ЖЛИ и ДБ. Также обязательным было выполнение транспортной работы на самолетах типа Ту-134 и Ту-154. С 1988 по 1990 гг. ежегодный общий испытательный налет самолетов ЖЛИ и ДБ составлял около 3500 л.ч., при этом в год выполнялось не менее 1200 только испытательных полетов. Такой объем работы обеспечивал не только нормальную загрузку коллектива, но и быстрый рост их летного мастерства, так как не менее половины объема летно-испытательной работы выполнялось в нестандартных условиях и на предельных режимах. На тот период штатный летный состав включал 22 летчика-испытателя, 14 штурманов-испытателей и 12 операторов.

В 1991 г. начальником ЖЛИ и ДБ назначается М.В.Ульянов. На фоне общего сокращения заказов на новую авиационную технику, а также уменьшения финансирования работ по основным и перспективным тематикам, постепенно началось свертывание объемов деятельности ЖЛИ и ДБ. Например, к середине 1990-х гг. суммарный налет базы уменьшился до нескольких сот полетов в год. Несмотря на отсутствие финансирования, ЖЛИ и ДБ продолжала жить, работать и испытывать новые самолеты. После нескольких тяжелейших лет, которые с честью и достоинством пережило предприятие, начался этап стабилизации и начала возрождения. В конце 1990-х гг. было создано ПАО «Туполев», в которое на правах филиала вошла ЖЛИ и ДБ. В 2001 г., с приходом к руководству предприятием И.С.Шевчука, начался нынешний этап развития ПАО «Туполев», характеризуемый расширением работ по новым самолетам. В 2004 году начальником ЖЛИ и ДБ назначается В.Г.Коваленко, после него - В.А.Наумов. В настоящее время ЖЛИ и ДБ возглавляет А.Б.Косарев.

Одним из основных направлений для ЖЛИ и ДБ до сегодняшнего дня остается работа по семейству магистральных самолетов Ту-204/Ту-214:

В декабре 1994 г. был получен сертификат типа на Ту-204, тогда же начались пассажирские перевозки на самолете Ту-204. По окончании сертификационных испытаний третья опытная машина была доработана под модификацию Ту-204-100 (в настоящее время базовая в семействе Ту-204/Ту-214).

Начиная с 1992 г. был проведен большой объем испытаний по самолету Ту-204-120 с двигателями фирмы Rolls-Royce.

В 1999 г. на испытательной базе КАПО им. С.П. Горбунова в Казани начались летные испытания нового типа самолета семейства – Ту-214, которые закончились в 2000 г. получением Ту-214 первого в России сертификата АП-25.

В 1994 г. была разработана модификация самолета Ту-204 – Ту-204-300 (старое название Ту-234) с измененной конструкцией планера и увеличенной дальностью полета. В 2003 г. «Авиастар-СП» выпустил первый самолет Ту-204-300. В короткий срок (с 18 августа 2003 г. по 24 декабря 2004 г.) на самолете было выполнено 110 испытательных полетов. 14 мая 2005 г. по результатам этих испытаний Ту-204-300 получил сертификат типа.

В настоящее время большую часть сертификационных испытаний проводят на заводских аэродромах серийных заводов в Ульяновске и Казани. Так были проведены испытания Ту-204-120СЕ, Ту-204-100Е, Ту-204СЕ и других самолетов семейства Ту-204/Ту-214. В настоящее время ведутся испытания самолета Ту-204-300А, а также специализированных самолетов этого семейства, впереди работы по новым модификациям летательных аппаратов различного назначения развивающегося семейства Ту-204/Ту-214.

Начиная с 1999 г., ЖЛИ и ДБ провела большой объем работ по Ту-334 в рамках его сертификационных испытаний, позволивших получить сертификат типа на этот перспективный ближнемагистральный пассажирский самолет.

На базе проходят испытания по Ту-22М3.

По Ту-160 на ЖЛИ и ДБ исследовалось расширение тактических возможностей самолета и комплекса. В результате в 2005 г. Ту-160 приняли на вооружение ВВС.

Начиная с 1980-х гг. ЖЛИ и ДБ участвовала в работах по самолетам семейства Ту-95/Ту-142.

На сегодняшний день по теме Ту-95МС на базе выполнено большое количество работ, позволяющих говорить о расширении возможностей данного комплекса.