Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-9

Магистральный пассажирский самолет

Магистральный пассажирский самолет Разработка девятиместного магистрального самолета АНТ-9 (ПС-9) началась в 1927 году, когда общество «Добролет» совместно с Управлением ВВС выпустило технические требования к новой машине.

Ведущим конструктором АНТ-9 был назначен А.А.Архангельский. Крылом занимался В.М.Петляков, шасси – А.Н.Путилов, силовой установкой – братья Е.И.и И.И.Погосские. Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с гофрированной обшивкой и неубираемым шасси. В процессе разработки  использовались узлы и агрегаты предыдущих самолетов, созданных в ЦАГИ: АНТ-3, АНТ-7 и АНТ-8. Согласно первоначальному проекту на АНТ-9 устанавливалось 3 двигателя «Гном Рон» мощностью по 230 л.с. Несмотря на гражданскую специфику самолета, заранее предусматривалась возможность установки бомбардировочного и стрелкового вооружения.

В июле 1928 года создание АНТ-9 стало одним из пунктов пятилетнего плана развития советской гражданской авиации. В октябре 1928 года был утвержден макет будущего авиалайнера, а к 1 мая 1929 года была закончена постройка прототипа.

5 мая 1929 года на Центральном аэродроме столицы летчик-испытатель М.М.Громов совершил первый полет на АНТ-9. После заводских испытаний, показавших легкость в управлении и высокие летные характеристики, машина была передана комиссии из НИИ ВВС. Отзыв экспертов был положительным. Отмечалось, что самолет устойчив, усилия на органах управления небольшие, тенденций к сваливанию и самопроизвольным разворотам нет.

10 июля 1929 года экипаж М.М.Громова выполнил на АНТ-9 трансъевропейский перелет по маршруту Москва – Берлин – Рим – Марсель – Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Москва, преодолев 9037 километров за 53 летных часа.

Серийное производство началось летом 1929 года на московском заводе № 22 в Филях. Начиная с июня 1930 года, самолеты начали поступать в распоряжение советского гражданского флота – к концу 1931 года использовалось 18 АНТ-9. Самолеты эксплуатировались в Московском, Среднеазиатском, Западно-Сибирском, Закавказском и Южно-Казахском управлениях гражданского флота. Обслуживали такие важные линии, как Москва – Харьков, Москва – Казань, Новосибирск – Кемерово. Суровые климатические условия Сибири заставили конструкторов оснастить отдельные машины специальными металлическими  лыжами для облегчения взлета и посадки. Зимой 1931 года экипаж АНТ-9 осуществил срочную доставку пушнины из Сибири на международный пушной аукцион, подтвердив отличные качества нового самолета.

В 1932 году семь самолетов закупило советско-германское акционерное общество воздушных сообщений «Дерулюфт». АНТ-9 стал первым экспортируемым советским авиалайнером. Самолеты успешно эксплуатировались авиакомпанией до ее ликвидации в 1937 году.

Один АНТ-9 был передан в агитэскадрилью им. Горького и назван в честь известного сатирического журнала – «Крокодил», попутно с помощью художника изменив внешний вид. Существовали проекты установки на АНТ-9 поплавкового шасси, а также приспособления самолета для перевозки раненых и сопровождающего медицинского персонала.

Некоторое количество АНТ-9 поступило на вооружение ВВС РККА. Самолет использовался в качестве военно-транспортного, осуществляя высадку десанта, перевозку горючего и боеприпасов, бомбардировку заданных целей. АНТ-9, несмотря на солидный «возраст», успел поучаствовать в Великой Отечественной войне, не только перевозя личный состав, военные грузы, заводское оборудование и медикаменты, но и участвуя в выброске разведывательно-диверсионных групп в тылу противника.

АНТ-9 продолжительное время оставался флагманов советского гражданского флота. По сравнению с более крупными и вместительными АНТ-14 и АНТ-20, строившимися единичными экземплярами, АНТ-9 был выпущен серией примерно в 100 машин. Трехмоторный авиалайнер был самым большим самолетом, эксплуатировавшимся на регулярных пассажирских линиях.

АНТ-9 АНТ-9 АНТ-9