Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-7 (Р-6)

Первый отечественный многоцелевой боевой самолет АНТ-7 (Р-6).

 

Опытный самолет АНТ-7
на заводских испытаниях

Рождение класса боевых самолетов "воздушный крейсер" относиться к концу первой Мировой войны, когда с появлением тяжелых бомбардировщиков потребовалось обеспечить их охрану и защиту от атак истребителей противника на всем маршруте полета бомбардировщиков. Для этого потребовалось создать самолеты промежуточного класса, получившие название «воздушных крейсеров», обладавших скоростями близкими к скоростям одноместных истребителей, большим радиусом действия и мощным стрелково-пушечным вооружением. Помимо функции обороны бомбардировщиков, на подобные самолеты возлагались задачи разведки, ведения боев с бомбардировщиками противника, нанесения бомбовых ударов.

В СССР непосредственным толчком к созданию "воздушных крейсеров" стало создание в середине 20-х годов тяжелых бомбардировщиков ТБ-1. В октябре 1926 г. в КБ в инициативном порядке, по предложению А.Н.Туполева, началось проектирование цельно-металлического двухмоторного самолета АНТ-7, отвечавшего по своему назначению классу "воздушный крейсер". Новый самолет проектировался под два двигателя мощностью 500-600 л.с. и представлял собой фактически уменьшенный вариант АНТ-4 (ТБ-1).

   
Поплавковый вариант самолета АНТ-7 МП-6 в ГВФ   Поплавковый вариант самолета АНТ-7
МР-6 серийного завода №31 (Таганрог)
  Серийный самолет МП-6
в эксплуатации в арктических районах СССР

УВВС, ознакомившись с выполненными работами, признало их перспективными и вскоре выдало ЦАГИ предварительные ТТТ к самолету:

масса полезной нагрузки

600 кг

скорость у земли

260 км/ч

скорость на высоте 5000 м

220 км/ч

посадочная скорость

95 км/ч

время набора высоты 5000 м

17 - 19 мин

потолок

7000 м

разбег и пробег

150 - 180 м

экипаж

3 чел.

К августу 1927 г. была разработана конструкция, и самолет был запущен в опытное производство. Заказ на серию получает завод № 22. Окончательно решается вопрос с двигателями, которые были однотипными с ТБ-1 (БМВ UI - М-17). К 26 августа 1929 г. первый АНТ-7 (обозначение по ВВС Р.-6) был закончен постройкой. В начале сентября АНТ-7 был перевезен на аэродром, и в этом же месяце начались заводские испытания, которые проводил летчик-испытатель М.М.Громов. Испытания и доводки продолжались до марта 1930 г. 11 марта самолет передается на государственные испытания, продолжавшиеся до середины октября 1930 г, по результатам которых самолет был рекомендован в серию и на вооружение в качестве "самолета дальней разведки" и "самолета сопровождения" (Р-6 и КР-6).

Эталоном для серии на заводе № 22 стал доработанный опытный самолет. 5 октября 1931 г. первый серийный самолет Р-6 с двумя двигателями М-17 был передан в НИИ ВВС на государственные испытания. После устранения всех недостатков, выявленных в ходе испытаний головной машины, началось полномасштабное производство самолета. Начиная с 1932 г, на заводе № 31 в Таганроге была освоена серия поплавкового варианта Р-6 самолета МР-6, начиная с 1936 г, самолет Р-6 строится на новом заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре. Всего до прекращения производства в 1936 г. было выпущено 407 самолетов типа АНТ-7 всех модификаций (Р-6 2М-17, МР-6 2М-17, КР-6 2М-17, КР-6А 2М-17).

На основе главных серийных модификаций самолета имелось несколько вариантов АНТ-7 как реализованных, так и оставшихся только в проектах:

- ПС-7 2М-17 и МП-6 2М-17, сухопутные и поплавковые варианты передавались, начиная с 1936 г из ВВС в ГВФ, и использовались для грузовых и пассажирских перевозок;

- Р-6 пушечный, в конце 1930 г. рассматривался вариант установки на самолете 37 мм пушки;

- Р-6 2М-34, в 1931 г в КБ были проведены расчеты модификации самолета под два двигателя М-34, проект реализован не был;

- Р-6 с дополнительными бензобаками, в 1932 г проводились работы по установке дополнительных топливных баков в крыле самолета, в серию не внедрялось;

- Р-6 с радиаторами в крыле, в 1935 г проводились заводские испытания серийного Р-6 с крыльевыми радиаторами, в серию не внедрялось;

- МР-6Т, опытный торпедоносец, в 1934 проходил испытания, на нем проводилась отработка метода торпедометания;

- АНТ-7 пассажирский- первая опытная машина, переоборудованная в семиместный пассажирский самолет с повышенным уровнем комфорта;

- Р-6 параван, серийный Р-6 дооборудованный системой прорыва аэростатных заграждений, проходил испытания в 1937 -1939 гг.

Самолет Р-6 и его модификации находились в первой линии ВВС РККА до второй половины 30-х годов. В годы Великой Отечественной войны Р-6 широко использовался для разведки, связи между штабами, снабжения партизанских баз и соединений регулярной армии, действовавшей в тылу врага, боеприпасами, запчастями, горючим. Машина буксировала планеры, садилась на партизанских "аэродромах", вывозя оттуда раненых и пилотов-планеристов (планеры уничтожались).

Самолеты типа АНТ-7 активно использовались практически во всех экспедициях, проводившихся в 30-ые годы в северных и арктических районах:

- участие самолета АНТ-7 (Н-166) в экспедиции по созданию первой дрейфующей станции СП-1;

- спасение людей с судов, дрейфовавших в море Лаптевых в начале 1938 г;

- в 1939 г. на самолете ПС-7 был выполнен сверхдальний перелет Москва - бухта Нагаева, всего за 9 дней было пройдено 9222 км.

Основные данные серийного самолета Р-6 2М-17

длина самолета

15,06 м

размах крыла

23,2 м

высота самолета

5,45 м

площадь крыла

80,0 кв.м

нормальная взлетная масса

5240 кг

нормальная бомбовая нагрузка

192 кг

максимальная скорость у земли

240 км/ч

практический потолок

6050 м

дальность полета

1680 км

пулеметное вооружение

5 х ДА

экипаж

4 чел.