Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-58 (ТУ-2)

Фронтовой бомбардировщик АНТ-58 (Ту-2).

 

Самолет 60 (103В)

Двухдвигательный свободнонесущий моноплан с гладкой работающей обшивкой, с хвостовым оперением с разнесенными двумя шайбовидными килями и убирающимся шасси. Создание этого самолета происходило в несколько необычных условиях. В октябре 1937 года А.Н.Туполев был арестован органами НКВД, вслед за ним были репрессированы многие ведущие специалисты ОКБ, среди которых были В.М.Петляков, В.М.Мясищев, Б.М.Кондорский, Н.С.Некрасов, М.Н.Петров, Е.И.Погосский, Т.П.Сапрыкин, Б.А.Саукке, Н.А.Соколов, А.Э.Стерлин, Е.К.Стоман. В 1938 году, в преддверии Второй Мировой войны, правительство принимает решение по формированию из заключенных специалистов специальных конструкторских подразделений под эгидой НКВД, с целью создания в кратчайшие сроки современной техники для переоснащения РККА, в том числе и авиационной. Многие авиационные специалисты переводятся из тюрем и лагерей в распоряжение ОТБ НКВД, в Специальные технические Отделы (СТО, затем ЦКБ-29)

 

М.П.Васякин - летчик-испытатель самолета 103В
(первый полет 15 декабря 1941г.)

Отдел "100" возглавил В.М.Петляков, получивший задание на проектирование высотного истребителя ВИ ("100"), прототип массового фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2; отдел "102" возглавил В.М.Мясищев, с заданием на дальний высотный бомбардировщик ДВБ ("102"); Андрей Николаевич Туполев возглавил отдел "103", с заданием на дальний пикирующий высотный бомбардировщик ПБ ("57"). В ходе развития проекта ПБ и в связи с новой реальностью, возникшей в мире после начала Второй Мировой войны, задание было измененено и коллектив Туполева приступил к созданию фронтового пикирующего бомбардировщика ФБ ("103", "58"). В ходе работ по проекту "103" постепенно образовался тот самый коллектив коллег-единомышленников, бывших сотрудников его ОКБ, ЦАГИ, ВИАМ, институтов РККА, серийных заводов, пришедших к Туполеву через тюрьмы и лагеря, чтобы создать тот костяк, из которого вскоре возродился полнокровный и дееспособный туполевский коллектив, которому наша страна обязана послевоенными успехами в области создания современных тяжелых боевых и пассажирских самолетов. Это прежде всего С.М.Егер, А.М.Черемухин, Г.А.Озеров, А.И.Путилов, А.В.Надашкевич, К.В.Минкнер, Л.Л.Кербер, Б.М.Кондорский, Д.С.Марков, Н.И.Базенков и многие другие участники создания Ту-2. 

 

Самолет 60 (103В)

В январе 1941 года опытный самолет "103" ("58") совершает первый полет, за ним следует вторая опытная машина "103У" ("59"), самолеты проходят успешно заводские испытания, показывая прекрасные летно-тактические данные. Принимается решение о серии. После начала войны большая часть заключенных специалистов выпускается на свободу и эвакуируется в Омск, где одновременно с созданием серийного завода по выпуску туполевского бомбардировщика идет доработка проектов "103" и "103У", в соотстветствии с нуждами военного времени. Машина приспосабливается под новую силовую установку с двигателями воздушного охлаждения М-82 (самолет "103В", "60"). Осенью 1941 года в коллектив вливается А.А. Архангельский с частью своего ОКБ. В декабре 1941 года опытный самолет "103В" уходит в первый полет, начинаются испытания и доводки новой машины.

Одновременно на заводе разворачивается серийный выпуск, самолет получает обозначение Ту-2. Первая серийная машина покидает сборочный цех в феврале 1942 года, до конца года выпускают 80 Ту-2, после этого серия прекращается и завод переводится на выпуск истребителей А.С.Яковлева. В 1943 году, после Курской битвы, принимается правительственное решение по восстановлению серии Ту-2, но уже в Москве. В том же году ОКБ Туполева возвращается в Москву на старое свое место и упорно работает над совершенствованием Ту-2. К моменту развертывания повторной серии в конце 1943 года, появляется значительно усовершенствованный по многим параметрам самолет Ту-2С, который с 1944 года идет в большой серии, а после окончания войны продолжает выпускаться серийно еще в течение почти семи лет. За годы войны с 1942 по конец 1945 года было выпущено 1216 самолетов, а всего до окончания серийной постройки было произведено 2527 машин этого типа, в нескольких вариантах и модификациях.

Помимо вариантов фронтового бомбардировщика и разведчика, которые пошли в войска, ОКБ подготовило несколько опытных и малосерийных модификаций, среди которых были скоростные и дальние бомбардировщики, истребители-перехватчики и торпедоносцы. С двигателями АШ-82ФН самолет Ту-2 строившиеся серийно в 1944-1945 годах имел максимальную скорость на высоте 5400 м 547 км/ч, практический потолок 9500 м, максимальную дальность полета 2100-2200 км, нормальную взлетную массу 10,36 т, максимальную - 11,36 т, нормальную бомбовую нагрузку 1000 кг, максимальную - 3000 кг, оборони тельное вооружение - три пулемета УБТ калибра 12,7 мм и две пушки ШВАК калибра 20 мм.

 

 

Семейство самолета Ту-2   Самолет Ту-2

По разным оценкам в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, включая боевые действия против Японии, приняло участие от 700 до 800 самолетов Ту-2. Первые машины попали на Калининский фронт в сентябре 1942 года, где машины фактически проходили летно-боевые испытания. Фронтовые летчики отзывались о но вой машине с восторгом, сравнивая ее с СБ и Пе-2, не в пользу последних. Большая бомбовая нагрузка, мощное оборонительное вооружение, надежная бронезащита экипажа, простота пилотирования, общая надежность конструкции, вот тот неполный перечень того, что выделяло эту машину в глазах боевых экипажей. Летные данные и оборонительное вооружение были настолько хороши для того периода, что первое время Ту-2 могли летать на боевые задания группой и в одиночку без истребительного прикрытия. Вскоре немцы начали нацеливать на новые машины своих лучших ассов, и эти вольности кончились, однако и в этом случае Ту-2 для "мессеров" и "фоккеров" оставался тяжелой и опасной добычей. Первое время, те немногие выпущенные Ту-2 берегли как "зеницу ока" и в основном использовали в роли воздушных разведчиков, с которой Ту-2 прекрасно справлялся. В 1943 году 18 Ту-2 в составе 285 БАД приняли участие в Курской битве.

 

 

Ту-2, 1942г., завод №166 г.Омск   Ту-2, ГК НИИ ВВС, 1943г.

В 1944 году с началом полномасштабного производства самолета началось перевооружение этими машинами крупных авиачастей. Самолеты получила 334 БАД, которая приняла участие в Выборгской операции, бомбя тонными бомбами финские укрепления, железнодорожные узлы, мосты, штабы и нанося удары по резервам противника. В ходе боевых действий, участвуя в трех массированных бомбардировках в дневных условиях, 334 БАД не потеряла ни одного Ту-2. Затем было участие Ту-2 в Белорусской наступательной операции, бои в Прибалтике. 7 апреля 1945 года соединения Ту-2 совместно с Пе-2 в течение двух часов наносили бомбовые удары по городу-крепости Кенигсбергу, после чего начался налет 516 бомбардировщиков 18-й Воздушной армии (АДД). За четыре дня на город обрушилось 4440 тонн бомб различных калибров. 10 апреля Кенигсберг пал. В ходе боев за Берлин 6 БАК на Ту-2 эффективно поддерживал сухопутные войска. В первый же день боев за столицу Рейха 54 Ту-2 сбросили на противника 97 тонн бомб, в последующие дни интенсивность ударов Ту-2 по Берлину возрастала и так до его падения. После окончания войны в Европе части 6 БАК на Ту-2 приняли участие в боевых действиях против Японии. После окончания войны Ту-2 еще долго состоял на вооружении ВВС СССР и стран народной демократии. Пришлось ему принять участие в Корейской войне, войне в которой принимали участие поршневые самолеты, созданные в годы Второй Мировой войны и реактивные самолеты первого поколения.

За создание Ту-2 многие работники туполевского КБ и серийных заводов в 1944 году получили высокие правительственные награды.

А.Н.Туполев в период войны и работ по Ту-2 получил в 1943 году Сталинскую премию, в 1944 году Орден Отечественной войны и Орден Суворова, ему были присвоены звание генерал-майора инженерно-авиационной службы и в 1945 году звание Героя Социалистического Труда.