Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-51 ("СЗ", ББ-1, Су-2)

Ближний бомбардировщик и разведчик

Ближний бомбардировщик и разведчикК середине 30-х годов в мировом самолетостроении на осн­овании проектирования и эксплуатации самолетов фронтовой ави­ации (легкие бомбардировщики, разведчики, штурмовики) сложил­ся новый тип фронтового самолета универсального типа, или как тогда было принято говорить "комбинированного типа", кот­орый с успехом мог бы решать задачи, возлагавшиеся на эти типы фронтовых машин, а также выполнять функции двухместного истребит­еля. Во второй половине 30-х годов целая серия таких машин была разработана практически во всех ведущих авиационных стр­анах мира. В СССР создание такого самолета стало целью прог­раммы "Иванов", предусматривавшей проектирование несколькими КБ опытных одномоторных разведчиков-легких бомбардировщиков, способных в случае дополнительного усиления вооружения и бр­онирования выполнять функции штурмовика. Самолет должен был быть приспособлен для массового производства и массовой эксп­луатации силами летного и технического состава со средним уро­внем подготовки, а также быть относительно дешевым.

Одним из первых к созданию многоцелевого фронтового сам­олета приступило КБ А.Н.Туполева. С сентября 1935 года в брига­де П.О.Сухого начались опытно-конструкторские разработки по новому самолету, получившему по КБ обозначение АНТ-51 или "СЗ" - "Сталинское задание". Исходным стал проект скоростного ра­зведчика под двигатель М-34ФРН (1025 л.с.), машина должна бы­ла развивать максимальную скорость 455 км/ч на высоте 4000 м. По проекту были проведены аэродинамические и центровочные рас­четы, четыре опытных отсека крыла для испытаний были сданы в производство. В следующем году проводились главным образом экспе­риментальные и компоновочные работы по машине. В начале 1936 года объявляется конкурс по программе "Иванов". Конкурс проводился между ЦАГИ (Главный конструктор А.Н.Туполев), ЦКБ (Главный ко­нструктор Н.Н.Поликарпов), ХАИ (Главный конструктор И.И.Неман), коллективами Д.П.Григоровича и С.А.Кочеригина. Причем задание предусматривало, что самолет Туполева будет цельнометалличес­ким, машины, разрабатываемые  под  руководством Поликарпова, Григоровича и Кочеригина - смешанной конструкции,  а Немана - цельнодеревянной.

Ближний бомбардировщик и разведчикПервоначально КБ продолжало вести проектирование АНТ-51 под новые требования с двигателем жидкостного охлаждения типа М-34ФРН, но в начале 1937 года проект был переработан под двигатель воздушного охлаждения М-62 (800/850 л.с.), принятый как более надежный в боевой эксплуатации. АНТ-51 выполнялся по схеме цельнометаллического однодвигательного низкоплана с уби­рающимся шасси. Компоновка его фюзеляжа предусматривала разм­ещение основной целевой нагрузки под полом кабины  летчика, а не за его  кабину, как это было принято в более ранних проектах отечественных самолетов подобного назначения. Благодаря это­му удалось выполнить достаточно плотную компоновку машины. Ле­тчик и штурман-стрелок разместились в относительно  небольшой общей кабине, заканчивавшейся экранированной пулеметной уста­новкой под ШКАС, ствол которого в  полете, вне зоны  действия истребителей противника, убирался в  специальный обтекатель. Еще один ШКАС обеспечивал оборону нижней задней полусферы, из обоих пулеметов вел огонь штурман-стрелок. Огонь можно было ве­сти одновременно: из верхнего ШКАСа - прицельно и из нижнего - дистанционно неприцельно с помощью педали. Наступательное во­оружение АНТ-51 зависело от  варианта его использования. Его конструкция обеспечивала установку четырех крыльевых пулемет­ов ШКАС. В бомбоотсеке и на внешних подвесках в районе центр­оплана могли подвешиваться до 200-400 кг бомб калибра до 100 кг. В варианте фоторазведчика АНТ-51 мог выполнять дневную  и ночную разведку с помощью сменной фотоаппаратуры и радиосвяз­ной аппаратуры. Конструкция планера самолета характеризовала­сь высокой производственной технологичностью: в силовых узлах широко при­менялись прессованные профили из алюминиевых сплавов вместо применявшихся ранее стальных сварных узлов. Для повышения боевой живучести самолета были применены проте­ктированные топливные баки. Для облегчения работы летного и наземных экипажей в состав самолетных систем и оборудования были включены автопилот, система отопления, кислородные аппа­раты, световая и звуковая сигнализация уборки и выпуска шасси, самолетное переговорное устройство, система электроинерционно­го запуска двигателя и т.д.

Ближний бомбардировщик и разведчикК лету 1937 года первый опытный АНТ-51 ("СЗ-1") был постро­ен, 25 августа М.М.Громов совершил на нем первый полет. Нач­авшиеся заводские испытания показали хорошие летные и эксплу­атационные данные машины. Первый АНТ-51, по отзывам испытате­лей, был прост и удобен в пилотировании, обладал хорошей усто­йчивостью и управляемостью. В ходе испытаний 8 сентября 1937 года опытная машина была повреждена на посадке (летчик-испытат­ель М.Ю.Алексеев), после чего до ноября восстанавливалась и дооснащала­сь необходимыми системами и оборудованием. В декаб­ре 1937 года и январе 1938 года самолет, укомплектованный целевым оборудованием, продолжает проходить испытания на лыжном шасси.

На государственные испытания машина не передавалась, так как было решено проводить их на второй опытной машине - "дублере" с воздушным винтом изменяемого в полете шага. В дальнейшем первая машина использовалась для отработки силовой установки с турбокомпрессорами и систем оборонительного вооружения.

"Дублер" АНТ-51 ("СЗ-2") был построен в декабре 1937 года и в январе 1938 года был передан в НИИ ВВС. 29 января на нем был со­вершен первый полет. Самолет был представлен на испытания ва­риантах разведчика и легкого штурмовика. В ходе государствен­ных испытаний, которые закончились в марте 1938 года, было выявлено, что летные данные машины соответствуют уровню современных ему за­рубежных однотипных самолетов, а по огневой наступательной мо­щи, обзору и обороноспособности самолет превосходит состоящие на воо­ружении ВВС РККА самолеты-разведчики Р-10 (ХАИ-5). Отмечались совершенство конструкции планера самолета и его хорошее техн­ологическое исполнение. Однако к серии и на вооружение самол­ет рекомендован не был, было предложено перейти на более мо­щный и более надежный двигатель М-87А (900/950 л.с.) и подня­ть максимальную скорость самолета. Эти требования были выпол­нены на третьем опытном самолете  "СЗ-3". В 1939 году на  вторую машину установили двигатель М-87АВ, в начале августа начались полеты, 3 августа машина вместе с экипажем погибла в авиакат­астрофе.

Третий опытный экземпляр "СЗ-3" был готов в сентябре 1938 года. Помимо двигателя от первых двух машин самолет отличался новой оборонительной стрелковой установкой, увеличенной до 400 кг нормальной бомбовой нагрузкой и до 1000 кг в перегрузке. В конце декабря 1938 года, после заводских испытаний и доводок "СЗ-3" передают на государственные испытания, которые проходили зи­мой-весной 1939 года. По своим летным характеристикам "СЗ-3" пол­ностью удовлетворял ВВС, отмечались высокая техническая культ­ура машины в сочетании с хорошими летными и эксплуатационными характеристиками. Самолет был рекомендован в серию и к поступ­лению на вооружение ВВС.

Ближний бомбардировщик и разведчикВ том же 1939 году на серийном заводе № 135 в Харькове развернулось производство самолета под официальным обозначен­ием ББ-1 (Су-2) с двигателем М-88, однако в серии машина стр­оилась с деревянным фюзеляжем монококовой конструкции с фане­рной обшивкой, что было уступкой технологии хорошо освоенной на харьковском заводе. К серии были подключены заводы № 31 в Таганроге и № 207 в Москве. В серии ББ-1 (Су-2) находился до 1942 года, всего было построено 877 самолетов, активно участвов­авших в Великой Отечественной войне.

Основные данные опытных самолетов АНТ-51 "СЗ-2" и "СЗ-3":

  СЗ-2 СЗ-3
- длина самолета, м 9,92 10,25
- размах крыла, м 14,3 14,3
- высота самолета, м 3,93 -
- площадь крыла, м 29,0 29,0
- нормальная взлетная масса, кг 3654 4105
- нормальная бомбовая нагрузка, кг 200 400
- максимальная скорость на высоте, км/ч/м         403/4700 468/5250
- практический потолок, м 7440 8800
- пулеметное вооружение 6 х ШКАС 6 х ШКАС
- экипаж, чел 2 2