Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-5 (И-4)

Одноместный цельнометаллический истребитель-полутороплан

Одноместный цельнометаллический истребитель-полутороплан В середине 20-х годов назрела необходимость создания нового истребителя для советских ВВС, который бы не уступал западным аналогам. Конструкторскому коллективу А.Н.Туполева была доверена эта задача, заключавшаяся в проектировании цельнометаллического одноместного истребителя с двигателем воздушного охлаждения.

В феврале 1926 года ЦАГИ начало работу по созданию опытного образца истребителя, получившего название АНТ-5 (И-4). Проектированием шасси и фюзеляжа занималась бригада в составе А.И.Путилова, Н.И.Петрова, Н.С.Некрасова, В.М.Петлякова И.И.Погосского и Е.И.Погосского. П.О.Сухому был поручен проект моторамы, он же возглавил группу инженеров на серийном заводе, став ведущим инженером по АНТ-5.

Для нового истребителя выбрали распространенную в то время схему полутороплана. Вся конструкция была обшита тонкими гофрированными кольчугалюминиевыми листами. Машина оснащалась двигателем «Гном-Рон» мощностью 420 л.с. Вооружение состояло из двух синхронных пулеметов «Виккерс» калибра 7,62 мм.

В августе 1927 года начались заводские испытания АНТ-5, после которых самолет был передан для исследований в НИИ ВВС. Авиационной комиссией самолет был рекомендован для принятия на вооружение с некоторыми изменениями. Отмечалось, что АНТ-5 не уступает по своим характеристикам лучшим западным машинам того же класса.

АНТ-5 строился на заводе № 22 в Москве. Первая серийная машина была выпущена 15 октября 1929 года, которая вскоре получила положительную оценку на испытаниях в НИИ ВВС. Всего было построено 369 машин.

Конструкторы проводили экспериментальные работы по оснащению АНТ-5 различным вооружением: пушками калибра 65 и 76 мм, реактивным снарядами РС-82 и пороховыми ракетами.

На протяжении серийного производства самолет неоднократно совершенствовался: вместо английских пулеметов «Виккерс» были установлены отечественные ПВ-1, двигатели «Гном-Рон» 9Ad были заменены на «Гном-Рон» 9 Aq большей мощности, был усилен кок винта и установлены обтекатели дисков колес. АНТ-5 последней модификации развивал максимальную скорость у земли 231 км/ч, имел практический потолок 7200 метров и дальность полета в 840 километров. Высоту 5000 метров самолет набирал за 14,3 минуты.

С 1930 года АНТ-5 стали поступать в ВВС. Первыми их получили части, дислоцировавшиеся на Кавказе, а также авиация Балтийского и Черноморского флотов. Задокументировано эпизодическое использование АНТ-5 в столкновениях с басмачами. Самолеты были сняты с вооружения в начале 1934 года, но в отдельных подразделениях эксплуатировались до 1936 года.

Опыт, полученный при проектировке и создании АНТ-5 (И-4), был в полной мере использован при работе над следующими, более совершенными образцами советской истребительной авиации.

АНТ-5 (И-4) АНТ-5 (И-4) АНТ-5 (И-4)

ЛТХ: