Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-44 (МТБ-2)

Морской тяжелый бомбардировщик, опытный

Морской тяжелый бомбардировщик, опытныйВо второй половине 30-х годов на вооружение авиации ВМФ СССР начали поступать современные скоростные бомбардировщики сухопутного базирования. Однако самолеты морского базирования, в частности тяжелые летающие лодки класса «разведчик» и «бомба­рдировщик», состоявшие на вооружение флота, были устаревшие и в большинстве своем иностранного происхождения. Необходимо­сть в современных летающих лодках была настолько острой, что даже рассматривался вариант заказа самолета за границей.

Осенью 1934 года, учитывая потребность советской авиации в современных гидросамолетах, английская фирма «Шорт» предложи­ла спроектировать и построить для СССР четырехмоторный лодоч­ный самолет близкий к своему S.23 –  с максимальной скоростью по­лета в 300-320 км/ч и дальностью полета с  нормальной  полетной массой в 1200-1300 км.

Решение вопроса о передаче заказа англичанам УВВС предо­ставило ЦАГИ. На основе проведенных предварительных расчетов и оценок, выполненных бригадой А.П.Голубкова, А.Н.Туполев и начальник ЦАГИ Н.М.Харламов подготовили и направили в УВВС заключение о во­зможности проектирования КБ тяжелого лодочного гидросамолета с ЛТХ лучшими, чем у предлагавшегося англичанами проекта. В декабре 1927 года КБ получает заказ на новую летающую лодку. ТТТ требования от УВВС были получены в марте 1935 года. Новый четырехдвигательный гидросамолет должен был строиться как морской тяжелый бомбарди­ровщик, способный наносить удары по морским базам и судам противника, как разведчик открытого моря и как транспортный само­лет, для перевозки 35-40 человек и грузов. ЛТХ задавались следующие: максимальная скор­ость на высоте 1000 м – 300 км/ч, практический потолок – 7000-7500 м, дальность полета с 2000 кг бомб – 1000 км, с 1000 кг – 1300-1350 км.

Морской тяжелый бомбардировщик, опытныйПо КБ самолет получил обозначение АНТ-44, официальное – МТБ-2. В КБ за работу отвечал А.П.Го­лубков, кроме его бригады в проектировании участвовали и дру­гие подразделения КБ. В декабре 1935 года был разработан эскизн­ый проект. Согласно ему самолет представлял собой четырехмот­орный цельнометаллический лодочный высокоплан с крылом типа "чайка" с подкрыльевыми поплавками. Двигатели Гном-Рон "Мис­траль-Мажор" 14 Krsd (М-85). Лодка – двухреданная, средней кил­еватости, второй редан сходил на клин. Лодка была разделена на 7 отсеков, обеспечивающих непотопляемость. Обводы лодки и ее несущих подкрыльевых поплавков были выбраны на основе исследований моделей в гидроканале ЦАГИ. Бомбовое вооружение обеспечивало внутреннюю и наружную подвеску бомб. В состав обо­ронительного вооружения входили носовая и кормовая пушечные башни под пушки ШВАК, турель и люковая установка под ШКАС.

Изготовление опытного АНТ-44 началось в сентябре 1935 года. В ходе постройки машины в ее конструкцию неоднократно вноси­лись многочисленные изменения как по требованию ВВС, так и по инициативе КБ. 29 марта 1936 года состоялся осмотр макета, после чего были высказаны дополнительные замечания к строящемуся  АНТ-44.

Все замечания и доработки по опыту постройки и ис­пытаний первой машины было решено учесть при изготовлении "дублера", а пе­рвую машину достраивать с минимумом изменений.

В конце марта 1937 года АНТ-44 с отечественными двигателями М-85 по 810 л.с. был готов. 19 апреля 1937 года экипаж летчика-испытателя Т.В.Рябенко впервые поднял машину в воздух. В сухопутном варианте машина летала до 2 октября 1937 года, зат­ем, до 1 ноября, были полеты с Химкинского водохранилища. В испытательных полетах АНТ-44 участвовали М.М.Громов и А.Б.Юмаш­ев, чья общая оценка новой машины была положительной. Государственные испытания АНТ-44 проводились с ноября 1937 года. В декабре машину поставили на установку двигателей М-87 (950 л.с.). В июле 1938 года испытания были продолжены. Оценка самолета военн­ыми была также положительная. По результатам испытаний было признано, что МТБ-2 обеспечивает выполнение задач тяжелого морского бомбардировщика на 1939-1941 года (с бомбовой нагрузкой в 2000 кг и радиусом действия в 1500 км), скорость и потолок удовлетворяют ТТТ и не уступают аналогичным зарубежным машинам, расположение огневых точек было признано удовлетворительным. Самолет был рекомендован к принятию на вооружение авиации флота. После завершения первого этапа государственных испытаний АНТ-44 был переоборудован в самолет-амфибию со складывающимися стойками ша­сси, двигатели М-87 заменили на М-87А. В конце сентября пере­деланная машина поступила на второй этап государственных испытаний, которые показали, что установка шасси мало повлияла на ЛТХ. Довести до конца испытания не удалось – в феврале 1939 года самолет при неудачной посадке был поврежден и затонул.

Морской тяжелый бомбардировщик, опытный"Дублер" АНТ-44 (АНТ-44бис) был закончен в июне 1939 года. В отличие от первой ма­шины на второй была увеличена площадь крыла и его конструкц­ия, изменена конструкция стабилизатора и увеличена его площа­дь, проведены изменения по системам силовой установки и уп­равления, усилено вооружение. 7 июня "дублер" был вывезен  на аэродром, а 26 июня летчик-испытатель М.Ю.Алексеев поднял его в воздух. Заводские испытания продолжались до 14  января как с сухопутных, так и с морских аэродромов. 27  марта "дублер" был передан заказчику для проведения государственных испытаний, которые с 1 апреля по 16 мая 1939 года проводил экипаж во главе с летчиком-испытателем И.М.Сухомлиным. Испытания "дублера" в ос­новном подтвердили положительные оценки по первой машине, и сам­олет был рекомендован для серийного производства.

Серийное производство МТБ-2 предполагалось передать на за­вод № 30, куда специально для этого перевели бригаду А.П.Гол­убкова. К маю 1939 года были подготовлены откорректированные че­ртежи для серии. На серийной машине должны были быть проведе­ны некоторые изменения в конструкции планера, установлены дви­гатели типа М-88 (1100 л.с.) и т.д. С новыми более мощными двигателями ЛТХ серийного МТБ-2 должны были улучшиться. Максим­альная скорость возрастала до 400 км/ч, дальность с 2000 кг бомб до 2800 км, без бомб до 4200 км. Испытания М-88 применительно к МТБ-2 предполагалось провести на "дублере". С мая 1939 года завод № 30 начал подготовку к серии, однако в январе 1940 года  по решению СНК СССР все работы по серии и по опытной машине были прекращены. Флот начал в больших количествах получать сухопутные ДБ-3М, а затем ДБ-3Ф (Ил-4), которые могли действовать практич­ески над всей акваторией морей, прилегающих к границам СССР, а большего по тогдашней концепции прибрежного флота и не нуж­но было.

Помимо военных вариантов АНТ-44 в 1935-1936 годах в КБ проектировался пассажирский вариант самолета, рассчитанный на перевозку 12-15 человек на дальность 1000-2000 км.

Морской тяжелый бомбардировщик, опытныйС прекращением работ по АНТ-44 его история не за­кончилась. Еще в 1936 году КБ поднимался вопрос об использовании машины для побития международных рекордов для гидросамолетов. В 1938 году этим вопросом занимался М.Ю.Алексеев.17-19 июня 1940 года экипаж И.М.Сухомлина на АНТ-44бис установил несколько  мировых рекордов высоты полетов с грузом: с грузом 1000 кг самолет по­днялся на высоту 7134 м, с 2000 кг - 6284 м, с 5000 кг - 5219 м, без груза - 7595 м. С 28 сентября по 7 октября были устан­овлены рекорды скорости при полете с грузом 1000 кг по замкн­утому маршруту протяженностью 1000 км – 277,46 км/ч и с груз­ом 2000 кг – 24169 км/ч.

К началу Великой Отечественной войны АНТ-44бис вместе с экипажем И.М.Сухомлина находился в составе авиации Черноморс­кого флота. С первых же дней войны самолет совершал бомбард­ировочные налеты на Плоешти, Бухарест, а также наносил удары по наступающим соединениям противника, выполнял транспортные операции в интересах флота и армии. Во второй половине 1942 года, после года боевой эксплуатации, самолет потерпел катастр­офу в Геленджикской бухте.

Основные данные самолета АНТ-44бис 4М-87А:

- длина самолета - 21,94 м;
- размах крыла - 36,45 м;
- высота самолета - 7,88 м;
- площадь крыла - 146,7 кв.м;
- нормальная взлетная масса - 19000 кг;
- бомбовая нагрузка - 2000 кг;
- максимальная скорость на высоте 4000 м       - 351 км/ч;
- практический потолок - 7100 м;
- дальность полета с 2000 кг бомб - 2500 км;
- пулеметное вооружение - 2 х ШКАС
- пушечное вооружение - 2 х ШВАК;
- экипаж - 6-7 чел.