Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-36 (ДБ-1)

Дальний бомбардировщик  

Дальний бомбардировщикВ начале 30-х годов ХХ века командованием ВВС Франции и Вел­икобритании была поставлена задача создания бомбардировочного самолета промежуточного кла­сса, который должен был выполнять роль "длинной руки", нанося точечные мощные бомбовые удары по целям, находящимся на боль­шом удалении от своих баз. В отличие от тяжелых бомбардировщ­иков, состоявших на вооружении в начале 30-х годов, подобные боевые машины должны были иметь значительно меньшую полетную массу, нести меньшую бомбовую нагрузку и иметь в несколько раз больший радиус действия. В  западных странах развитие концеп­ции таких машин было доведено до уровня поступления на воору­жение (Виккерс "Уэллсли»). В СССР проектирование самолетов по­добного класса, причислявшихся по отечественной классификации к дальним бомбардировщикам, ограничилось созданием двух типов самолетов, разработанных в КБ  А.Н.Туполева: АНТ-36  (ДБ-1) и АНТ-37 (ДБ-2), построенных, испытанных, но не принятых на вооружение ВВС из-за низких скоростей полета и слабого оборонительного вооружения. Их место в боевом строю перед Второй Мировой войной прочно за­няли более скоростные, лучше защищенные самолеты класса «средн­ий бомбардировщик» (Не-111, ДБ-3, "Велингтон").

В начале проектирования АНТ-25 (РД) предусматривалось создание его военного варианта для ВВС в качестве дальнего бомбардировщика и дальнего разведчика. Согласно ТТТ ВВС с бом­бовой нагрузкой 1000 кг дальний бомбардировщик должен был иметь радиус 2000 км при крейсерской скоро­сти 200 км/ч. Приоритет отдавался дальности полета, затем шла бомбовая нагрузка и, наконец, скорость. К августу 1933 года КБ по­дготовило проект и построило макет дальнего бомбардировщика, получившего внутреннее обозначение АНТ-36 и официальное – ДБ-1. Проект и макет были приняты заказчиком, и сразу же было ре­шено запустить самолет ДБ-1 в серию на заводе № 18, построив первую партию машин в количестве 24 самолетов. Общий выпуск намечался в 50 машин.

В военном варианте в основном сохранялась конструкция пла­нера, силовой установки, компоновка кабины АНТ-25. В центропл­ане сделали бомбоотсек с вертикальной подвеской десяти 100 кг бомб, в кабинах второго летчика и штурмана установили пулеме­тные установки, одна из них для обстрела назад-вниз, и аэроф­отоаппарат АФА-14. С 1934 года началась серийная постройка ДБ-1. В серии обшивка планера выполнялась гладкой, ставился полный комплект бомбардировочного и пулеметного вооружения.

Осенью 1935 года был испытан первый серийный ДБ-1, но из-за плохого качества изготовления заказчик отказался принять его. Всего завод № 18 выпустил 18 машин ДБ-1, 10 из которых все-та­ки передали в эксплуатацию в строевую часть ВВС, базировавшуюся под Воронежем. В 1937 году все сданные в ВВС машины были за­консервированы.

Летом 1936 года один из серийных АНТ-36 был переделан под установку дизельного двигателя АН-1. Работы проводились под руководством А.С.Москалева и шли в общем русле создания рекордного РД-Д. В отличие от серийного ДБ-1 на нем ставилось неубирающееся шасси в обтекателях. С июня 1936 года самолет про­ходил испытания, показав надежную работу дизельного двигателя и возможность значительного увеличения дальности полета.

Основные данные самолета АНТ-36 (ДБ-1):

- длина самолета - 13,4 м;
- размах крыла - 34,0 м;
- площадь крыла - 88,2 м2;
- нормальная взлетная масса - 7806 кг;
- бомбовая нагрузка - 1000 кг;
- максимальная скорость полета         - 200 км/ч;
- практический потолок - 3000 м;
- дальность полета - 4000 км;
- пулеметное вооружение - 4 х ДА;
- экипаж - 3 чел