Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-31 (И-14)

Одноместный скоростной истребитель

Одноместный скоростной истребительВ 1933-1934 годах в СССР были спроектированы и построены 3 типа скоростных истребителей. Первым разработку скоростного истребителя начало КБ А.Н.Туполева.

В 1932 году КБ получило задание на самолет-истребитель, ма­ксимальная скорость которого должна была находиться в предел­ах 400 км/ч. А.Н.Туполев и его коллеги  остановились на  схеме цельнометаллического моноплана с убирающимся шасси, справедл­иво считая, что время для внедрения этих технических  новинок в истребительной авиации наступило. Ведущим инженером по маш­ине, которая по КБ получила обозначение АНТ-31 (официальное – И-14), назначили П.О.Сухого. Самолет задумывался как  пушечный с динамо-реактивными пушками (ДРП). Большие сложности возникли при подборе подходящего двигателя для самолета. Для первой машины остановились на английском высотном двигателе Бристоль "Мерк­ур IV" воздушного  охлаждения максимальной мощностью 540 л.с.

В декабре 1932 года УВВС утвердил ТТТ на пушечный истреби­тель: максимальная скорость на высоте 5000 м должна была составлять 375-400 км/ч, время  подъема на эту высоту – 7-8 мин, практический потолок – 9000-10000 м, радиус действия – 250 км.

Опытная машина была закончена в мае 1933 года. 27 мая летч­ик-испытатель К.К.Попов впервые поднял ее в воздух. Опытная машина имела гладкую обшивку фюзеляжа, закрытую кабину пилота и гофрированную обшивку крыла. Вооружение состояло только из одного фюзеляжного синхронного пулемета ПВ-1, предусматривалась подвеска под крылом 2 пушек АПК-37 калибра 75 мм. Заводские испытания из-за выявившихся неполадок были проведены с 6 октября по 13 декабря 1933 года. 2 января 1934 года И-14 был перед­ан на государственные испытания, где он испы­тывался на лыжах. Основным достоинством И-14 военные считали большую скорость полета самолета, к недостаткам относили строгость пилотирования на виражах, недоведенность системы убо­рки шасси и неудовлетворительную конструкцию закрывающегося фо­наря кабины. Все эти замечания были учтены при проектировании и постройке второго экземпляра самолета.

 

В августе 1933 года началась постройка "дублера" под двига­тель Райт "Циклон R-1830F-2" максимальной мощностью 712 л.с., по КБ машина получила обозначение АНТ-31бис (И-14бис). В отл­ичие от первой машины на "дублере" обшивка крыла была гладкой, схема уборки шасси была изменена, а фо­нарь кабины был открытым, что было шагом назад. Вооружение состояло из двух синхронных пулеметов ПВ-1 и  двух пушек АПК-11.  В феврале 1934 года "дублер" вывезли на аэродром, где с 13 февраля по 15 марта он проходил заводские, а затем и государственн­ые испытания. Государственные испытания проводились летчиками-испытателями К.К.Коккинаки, А.П.Чернявским, И.П.Белозеровым, П.М.Стефановским (испытания АПК). Истребитель И-14бис даже не­сколько превзошел ожидания военных. Было решено, что с высот­ным двигателем Райт "Циклон R-1830F-3" его  можно принять  на вооружение ВВС РККА при устранении ряда недостатков. По пред­ложению военных было решено изменить профиль крыла  и отказаться от ДРП, заменив их сначала на пулеметы ШКАС, а за­тем на пушки ШВАК. 1 мая 1934 года "дублер" участвовал в воздушном параде.

Для серийной постройки И-14 в июле 1934 года был определен строившийся в Иркутске завод № 125. В 1936 году головной серийный самолет был сдан на испытания. По их результатам было сде­лано заключение, что в воздушном бою И-14 имеет преимущество перед скоростным истребителем И-16. В ходе испытаний неожиданно для КБ выявились неудовлетворительные штопорные харак­теристики машины, ввиду чего военные задержали введение И-14 на снабжение ВВС. До 1937 года КБ и ЦАГИ, где решением этой про­блемы занимался профессор А.Н.Журавченко, вели борьбу с этим опасным дефектом (испытания на што­пор проводили А.И.Никашин, Н.С.Рыбко). Повторные испытания на штопор серийной машины, проводившееся в 1937 году, показали, что проделанная работа дала результаты – И-14 стал одн­им из лучших истребителей ВВС РККА по штопорным характеристи­кам. Серийная постройка была продолжена. В серию самолет шел с Райтами, а затем с отечественным М-25 мощностью в 700 л.с.

Многочисленные задержки серийного производства И-14 (особенно в ходе "противоштопорной" эпопеи) привели  к  тому, что в массовую постройку пошел более простой в производстве и мало в чем уступавший И-14 истребитель И-16. Всего на заводе № 125 в постройке находилось 55 самолетов И-14, закончено было только 18, которые в 1936-1937 годах поступили в ВВС.

Основные данные И-14бис ("дублер") с двигателем Райт "Циклон R-1830F-3:

- длина самолета - 6,11 м;
- размах крыла - 11,25 м;
- высота самолета - 3,74 м;
- площадь крыла - 16,8м2;
- нормальная взлетная масса - 1540 кг;
- максимальная скорость на высоте 3000 м        - 402 км/ч;
- время подъема на высоту 5000 м - 8,7 мин;
- практический потолок - 8500 м;
- пулеметное вооружение - 2 х ПВ-1
- пушечное вооружение - 2 х АПК-37;
- экипаж - 1 чел.