Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-27 (МДР-4)

Морской дальний разведчик

Морской дальний разведчикВ феврале 1933 года конструкторы ЦАГИ приступили к проектированию морского дальнего разведчика АНТ-27 (МДР-4). Первоначально за основу был взят опытный образец гидросамолета инженера И.В.Четверикова – МДР-3, выпущенный в 1932 году, но затем доработка фактически превратилась в создание новой машины.

АНТ-27 (МДР-4) стал трехмоторным высокопланом со свободнонесущим крылом и однокилевым хвостовым оперением. Крыло состояло из трехлонжеронного центроплана с дюралевой обшивкой и консолей, обтянутых полотном. Удельная нагрузка на крыло была снижена, что позволило повысить скороподъемность и предельный потолок.

АНТ-27 (МДР-4) проектировался в 3 вариантах: дальний разведчик, тяжелый бомбардировщик и пассажирский самолет на 14 мест. У разведчика экипаж состоял из пяти человек: штурман (он же передний стрелок), два пилота, бортмеханик и кормовой стрелок. В варианте бомбардировщика добавлялись еще двое: радист-бомбардир в передней кабине и стрелок пушечной установки.

Постройка опытного образца гидросамолета был завершена 7 марта 1934 года, и через 3 дня в разобранном виде он был отправлен из Москвы в Севастополь для прохождения испытаний. Первый полет АНТ-27 (МДР-4), пилотируемого Т.В.Рябенко, состоялся 8 апреля. В последующих испытаниях за штурвалом находились летчик-испытатель А.А.Волынский и конструктор ЦАГИ И.И.Погосский. В целом полеты проходили успешно, но летчики жаловались на поведение самолета при взлете с воды – он непривычно реагировал на принятый в то время разбег с раскачкой. 16 апреля 1934 года произошла авиакатастрофа, свидетелем которой стал приехавший из Москвы А.Н.Туполев. Гидросамолет на взлете, выйдя из бухты, встретился с высокой накатной волной, ударился об нее и на большой скорости врезался в следующую. Подкосы среднего мотора не выдержали, и двигатель рухнул на кабину. Погибли И.И.Погосский, А.А.Волынский, инженер ЦАГИ Г.С.Носков и инженер ЦИАМ К.К.Синельников.


Дальнейшие испытания велись на «дублере», обозначенном АНТ-27бис. На нем укрепили подкосы крепления мотоустановок, уменьшили площади горизонтального и вертикального оперения и увеличили ширину лодки. 29 октября 1934 года Т.В.Ряденко совершил первый полет на «дублере». Заводские испытания продолжались до марта 1935 года. Отмечалось, что машина обладает хорошими гидродинамическими качествами, легкостью в управлении и высокими летными характеристиками.

Комиссия НИИ ВВС рекомендовала принять АНТ-27 (МДР-4) на вооружение при условии устранения некоторых недостатков, выявленных на государственных испытаниях. В частности, рекомендовалось установить высотные двигатели М-34Н. Осенью начались полеты обновленного «дублера». Максимальная скорость поднялась до 266 км/ч, а практический потолок – до 6550 метров.

23 сентября АНТ-27 (МДР-4) вновь потерпел катастрофу, в которой погибли 3 члена экипажа. Несмотря на это, было принято решение о серийном производстве новой машины. В начале 1936 года гидросамолет был официально принят на вооружение. 27 января Главное управление авиационной промышленности установило Таганрогскому заводу № 31к концу года собрать 16 лодок. 29 апреля 1936 года головной серийный самолет вышел на испытания, проходившие в двух вариантах загрузки – разведчик и бомбардировщик.

Таганрогское предприятие, в силу занятности другими проектами, успело к концу года выпустить лишь 5 машин. В 1937 году заводом было выпущено 10 машин, оснащенных улучшенными двигателями М-34РН. Все собранные машины поступили на вооружение Черноморского флота в состав 124 морской тяжелой эскадрильи, где эксплуатировались в течение нескольких лет.