Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-25 (РД)

Дальний рекордный самолет

АНТ-25 (РД)7 декабря 1931 года нарком по военным и морским делам К.Е.Ворошилов предложил разработать специальный самолет для рекордных полетов на дальность. Создание новой машины было доверено А.Н.Туполеву, уже успевшему зарекомендовать себя успешным конструктором. Ответственным за постройку самолета, получившего обозначение АНТ-25 (РД), был назначен П.О.Сухой.

АНТ-25 (РД) представлял собой цельнометаллический свободнонесущий однодвигательный низкоплан. Увеличенный общий запас топлива позволял осуществлять беспосадочный полет в течение 75 часов на скорости 165 км/ч. Главной особенностью самолета была установка на нем крыльев с большим относительным удлинением, что обеспечивало снижение индуктивного сопротивления крыла. Конструкторы разместили на АНТ-25 (РД) самое современное на тот момент оборудование: авиагоризонт, гиромагнитный компас, гиро- и радиополукомпас, авиационный секстант и солнечный указатель курса. Радиостанция обеспечивала экипажу стабильную передачу сообщений на удалении до 5000 км и позволяла пеленговать самолет с земли на удалении до 2000 км. Летчикам стало гораздо удобнее выполнять полет днем и ночью, не опасаясь за сбой передачи данных.

22 июня 1933 года состоялся первый полет АНТ-25 (РД) под управлением М.М.Громова, который оценил устойчивость самолета и простоту управления. В 1934 году экипаж в составе М.М.Громова, И.Т.Спирина и А.И.Филина начал выполнять регулярные испытательные полеты на втором опытном образце АНТ-25 (РД). 30 июня летчики установили рекорд СССР по дальности полета, преодолев 4465 км за 27 часов 21 минуту, а через месяц улучшили достижение: за 39 часов было пройдено 6559 км. В сентябре 1934 года экипаж М.М.Громова установил еще один мировой рекорд, пролетев 12 411 км за 75 часов.

АНТ-25 (РД)В июле 1936 года экипаж в составе В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова и А.В.Белякова совершил на АНТ-25 (РД) беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, преодолев 9374 км за 56 часов 20 минут.

Экипаж решил не останавливаться на достигнутом и обратился к правительству с просьбой разрешить беспримерный полет СССР – Северный полюс – США. Получив одобрение властей, 18 июня 1937 года АНТ-25 (РД) отправился в перелет, который впоследствии получил всемирную известность. Через 2 дня после взлета со Щелковского аэродрома экипаж В.П.Чкалова приземлился в американском городе Ванкувер, пройдя за 63 часа 16 минут расстояние в 11 430 км. Летчики-герои были удостоены приема у президента США Ф.Рузвельта в Белом Доме.

12 июля 1937 экипаж в составе М.М.Громова, А.Б.Юмашева и С.А.Данилина на втором самолете АНТ-25 (РД) совершил еще один полет в США и приземлился в штате Калифорния, установив 2 мировых рекорда дальности.

АНТ-25 (РД)Исторические перелеты на АНТ-25 (РД) продемонстрировали не только мастерство советских летчиков, но и в очередной раз доказали высокий уровень отечественного самолетостроения.

Небольшая серия АНТ-25 была выпущена в военной модификации, получившей обозначение ДБ-1 («Дальний бомбардировщик»). Опыт постройки самолета пригодился при конструировании стратосферных самолетов БОК-1, БОК-7, БОК-8, БОК-11 и БОК-15.