Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-22

Тяжелая ударная летающая лодка

Тяжелая ударная летающая лодка С конца 20-х годов командование морской авиации занималось вопросом введения в состав флота тяжелых бомбардировщиков класса «морской крейсер», способных выполнять разведку в отдаленных морских районах и наносить мощные бомбовые удары по надводной технике и базам вероятного противника.

В июле 1931 года Управление ВВС выдало ЦАГИ технические требования для проекта летающей лодки. Гидросамолет должен был развивать максимальную скорость в 300 км/ч, нести бомбовую нагрузку в 6000 килограмм, обладать радиусом действия в 1000 километров и мощным пушечно-пулеметным вооружением.

 

Ведущим инженером по машине был назначен И.И.Погосский, а после его гибели 15 апреля 1934 года – А.П.Голубков. Для «морского крейсера», получившего обозначение АНТ-22 (МК-1), была выбрана схема цельнометаллического двухлодочного гидросамолета-катамарана. Выбор такой схемы обуславливался дополнительными предполагаемыми задачами по транспортировке крупногабаритных грузов. Шесть двигателей М-34Р размещались в трех тандемных спарках, установленных сверху над фюзеляжем. Хвостовые части лодок переходили в вертикальные кили, соединенные неподвижной внутренней частью стабилизатора. Бомбовое и торпедное вооружение находилось в бомбоотсеках в межлодочном центроплане крыла и под консолями.

К середине 1934 года было закончено изготовление опытного образца АНТ-22 (МК-1), а 8 августа начались заводские испытания, продлившиеся до мая 1935 года. Летчики-испытатели Т.В.Рябенко и Д.Н.Ильинский отметили хорошую управляемость машины, ее маневренность и устойчивость в полете. Однако государственные испытания продемонстрировали, что показатели скорости, практического потолка и дальности полета не соответствовали требованиям Управления ВВС. Решить эту проблему конструкторы собирались с помощью установки более мощных двигателей М-34РН с нагнетателями.  

На перепроектировку АНТ-22 (МК-1) требовалось время, и по самым оптимистичным подсчетам гидросамолет мог встать на вооружение морской авиации только к концу 30-х годов, а к тому времени даже обновленные летные характеристики безнадежно бы устарели. Постепенно интерес к «летающему крейсеру» упал и проект был свернут. Еще одним недостатком новой машины была сложность в эксплуатации – для обслуживания и подготовки к полету требовалось большое количество технических средств и наземного персонала.

Опытный образец эксплуатировался до 1937 года. 8 декабря 1936 года летчики Т.В.Рябенко и Д.Ильинский  на опытном АНТ-22 (MK-1) установили мировой рекорд грузоподъемности для гидросамолетов, подняв груз массой 10040 килограмм на высоту 1942 метра.