Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-21 (МИ-3)

Многоместный истребитель, опытный.

Первый самолет КБ с убирающимся шасси.

Ант 21 Опыт эксплуатации многоцелевых самолетов Р-6 и Кр-6 определил два основных направления развития самолетов подобного типа: проектирование тяжелых многоместных истребителей с уси­ленным стрелково-пушечным вооружением (МИ и ДИП) и скоростных фронтовых бомбардировщиков (СБ). Оба эти направления в СССР развивались до начала Великой Отечественной войны.

В 1930 году ЦАГИ получило от УВВС задание на проектирован­ие многоместного истребителя. Несколько раз оно уточнялось и согласно окончательной редакции КБ поручалось создать многоц­елевой истребитель с высокими для своего времени летно-такти­ческими данными, способный выполнять задачи истребителя сопр­овождения, легкого бомбардировщика и разведчика. КБ с 1 марта 1931 года приступило к проектированию самолета, получившего внутреннее обозначение АНТ-21 (официальное – МИ-3). Это был первый самолет туполевского КБ с убирающимся шасси, что потребовало дополнительных исследований и испытаний и несколько задержало ход проектирования и постройки самолета.

По сравнению с Р-6 многоместный АНТ-21 имел, при сохран­ении общей схемы двухдвигательного моноплана и при тех же дви­гателях типа М-17, значительно меньшие геометрические размеры, аэродинамика его была улучшена благодаря применению убирающе­гося шасси, фюзеляжа облагороженной формы полумонококовой ко­нструкции с овальным поперечным сечением и с гладкой негофри­рованной наружной обшивкой, полузакрытыми  кабинами  экипажа. Оригинальным для своего времени было применение  разнесенного двухкилевого оперения, что улучшало возможности обстрела зад­ней полусферы из оборонительного оружия, и использование в си­стеме уборки шасси сжатого воздуха, а также стоек шасси с ма­сляно-воздушной амортизацией. При этом конструкция крыла и оп­ерения оставалась традиционной – с гофрированной обшивкой, обтянутой полотном, и с ферменно-балочными лонжеронами.

Опытная машина была готова только 26 апреля 1933 года, и 23 мая летчик-испытатель И.Ф.Козлов впервые поднял ее в воздух. Начавшиеся испытания выявили множество недостатков, самолет возвратили для доработки. Последующие испытания проводили летчики И.Ф.Козлов, Б.Л.Бухгольц, К.К.Попов. К сожалению, принятые меры устранили не все дефекты, в том числе самый неприятный – бафтинг оперения. Полеты на машине бы­ли признаны опасными. Решено было сделать еще несколько испыта­тельных полетов для выяснения причин, вызывающих тряску. Испы­тание до конца довести не удалось. 14 сентября 1933 года на ско­рости около 350 км/ч оперение разрушилось, И.Ф.Козлов с труд­ом посадил машину. Начался детальный анализ случившегося, ре­зультаты которого имели большое значение для будущего скорос­тных самолетов, которые создавались и в туполевском, и в друг­их авиационных КБ страны. Выяснилось, что для скоростных сам­олетов необходимо обеспечивать не  только  статическую, но и динамическую прочность агрегатов планера.


10 января 1932 года КБ приступило к постройке "дублера" – АНТ-21бис (МИ-3Д), который существен­но отличался от первой опытной машины. Для "дублера" было за­ново спроектировано однокилевое хвостовое оперение с высоко установленным на киле стабилизатором, перекомпонован фюзеляж для улучшения системы оборонитель­ного огня. Переднюю пулеметную установку заменили на пушку "Эрликон" калибра 20 мм, установили новые высотные двигатели М-34Н мощностью 830 л.с.

В середине января МИ-3Д был перевезен на аэродром. 22 ян­варя 1934 года состоялся первый полет. Заводские испытания прод­олжались до 13 октября 1934 года. Были получены неплохие  летные данные, но самолет оказался сложным в пилотировании. Все ра­боты по машине были прекращены, хотя уже началась подготовка к серийному производству на заводе № 22. Решение было естест­венным, так как на испытания выходил АНТ-40 (СБ), имевший бо­лее перспективную конструкцию и лучшие летные характеристики, что давало возможность спроектировать на его базе многоцелев­ую машину класса МИ или ДИП, что и было осуществлено в проек­те АНТ-46 (ДИ-8). 

Основные данные опытных самолетов АНТ-21 и АНТ-21бис:  

  АНТ-21      АНТ-21бис
- длина самолета, м 10,86 11,57
- размах крыла, м 19,11 20,76
- высота самолета, м 52,1 59,18
- нормальная взлетная, масса, кг 5088 5463
- максимальная скорость на высоте, км/ч /м       351/0 350/5000
- время подъема на высоту, мин/м - -
- практический потолок, м 7885 8300
- дальность полета, км - -
- пулеметное вооружение 4 х ПВ
2 х ДА
1 х ДА
2 х ПВ
1 х ШКАС
- пушечное вооружение - 1 х "Эрликон"
- экипаж, чел 4 4