Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-16 (ТБ-4)

Тяжелый бомбардировщик

АНТ-16 (ТБ-4) Успех тяжелого бомбардировщика АНТ-6 (ТБ-3) позволил А.Н.Туполеву и его конструкторскому коллективу продолжить работы над созданием новых машин с увеличенной бомбовой нагрузкой и дальностью полета.

В октябре 1929 года состоялся обмен мнениями между НТК УВВС и ЦАГИ о возможности постройки тяжелых военных самолетов грузоподъемностью до 25 тонн при сохранении дальности полета и скорости АНТ-6 (ТБ-3).

В марте 1930 года УВВС заказало ЦАГИ разработку тяжелого бомбардировщика АНТ-16 (ТБ-4). Новая машина должна была обладать максимальной общей нагрузкой порядка 18000 килограмм, дальностью полета 2000 километров, скоростью 200 км/ч и практическим потолком 5000 метров. Самолет планировалось оснастить 6 двигателями. Бомбардировщик предназначался для уничтожения крупных военно-промышленных объектов и тыловых коммуникаций противника.

Проектированием руководил А.Н.Туполев, А.А.Архангельский занялся конструкцией фюзеляжа, В.М.Петляков – крыла, Н.С.Некрасов – оперения, И.И.Погосский и Е.И.Погосский – силовой установки, Н.И.Петров – шасси.

Бомбардировщик оснащался мощным оборонительным вооружением: две артиллерийские установки под 20-мм пушки и пять стрелковых установок под спаренные пулеметы ПВ-1. Подобная схема огня практически не оставляла «слепых» зон для стрелков самолета. На АНТ-16 устанавливались бомбодержатели и бомбосбрасыватели новой конструкции, на которых могло размещаться сорок 250-кг бомб или двадцать 500-кг бомб внутри фюзеляжа, а также одна 1000-кг или 2000-кг бомба под фюзеляжем.

АНТ-16 имел современное приборное оборудование, прицел ОПБ-2 для ночного бомбометания, радиоприемник, внутреннюю телефонную связь и другую аппаратуру, существенно облегчавшую работу экипажа. Для автономного питания бортовых систем самолета на нем впервые в мире применили электростанцию с приводом от двигателя – прообраз нынешних вспомогательных силовых установок (ВСУ)

Создание опытной машины заняло более двух лет. С февраля по июль 1933 года на Центральном аэродроме осуществлялась сборка самолета и доводочные работы.

АНТ-16 (ТБ-4)3 июля 1933 года экипаж летчика-испытателя М.М.Громова поднял АНТ-16 в первый полет. Пилот высоко оценил достоинства машины и самолет был передан на совместные государственные и войсковые испытания. Бомбардировщик по большинству параметров удовлетворял требования УВВС, однако отмечалось, что машина имеет резервы для улучшения.

Военные специалисты предоставили ряд требований к АНТ-16, которые следовало учесть при постройке «дублера» и первого серийного самолета. Постройка «дублера» была начата в 1932 году, но 2 июля 1933 года, еще до начавшихся испытаний, все работы по нему прекратили, а основное оборудование бомбардировщика передали для создания другого самолета-гиганта АНТ-20 («Максим Горький»).

В конце 1933-го вся программа по АНТ-16 была свернута. Основная причина – изменение взглядов руководства армии на будущее бомбардировочной авиации. УВВС постепенно склонялось в пользу скоростных и высотных машин, способных преодолевать большие расстояния и выполнять задачи без постоянной поддержки истребителей.

АНТ-16 (ТБ-4)В дальнейшем опытный АНТ-16 использовали для испытаний, связанных с созданием тяжелых самолетов и отработки систем транспортировки легкой бронетехники. Велись работы по созданию на базе АНТ-16 пассажирского самолета; в 1932 году изучалась возможность использования паротурбинной силовой установки максимальной мощностью 6000 л.с.

Конструкторский коллектив А.Н.Туполева, опираясь на опыт создания АНТ-16 (ТБ-4), продолжил работу над многомоторными самолетами, спроектировав впоследствии АНТ-20 «Максим Горький», АНТ-24, АНТ-26.