Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-14

Пассажирский самолет

АНТ-14В марте 1930 года ЦАГИ получил задание о срочной разработке эскизного проекта и технических требований на новый пассажирский самолет. Изначально АНТ-14, рассчитанный на перевозку 32 человек, предназначался для сверхдальних перелетов по маршруту Москва – Владивосток.

Самолет являлся дальнейшим развитием АНТ-9 и выполнялся по схеме свободнонесущего высокоплана с гофрированной дюралевой обшивкой и неубирающимся шасси. В конструкции АНТ-14 были представлены узлы и агрегаты, заимствованные у АНТ-6 (ТБ-3). Силовая установка состояла из 5 двигателей воздушного охлаждения «Гном-Рон» мощностью по 480 л.с., один из которых устанавливался в носовой части фюзеляжа, остальные – на центроплане крыла.

Машина создавалась в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к пассажирским самолетам: соблюдались нормы летной годности, безопасности, экономичности полета и комфорта пассажиров. Созданием новой машины руководил непосредственно А.Н.Туполев, А.А.Архангельский занимался фюзеляжем, И.И.Погосский – моторным оборудованием, В.М.Петляков проектировал крыло, Н.С.Некрасов – хвостовое оперение.

Использование технологий самолета АНТ-6 (ТБ-3) позволило значительно сократить время на постройку АНТ-14. В октябре 1930 года конструкторы создали макет самолета, а в июле 1931 года была собрана первая опытная машина.

Летно-технические характеристики новой машины впечатлили руководство советских ВВС. В 1931 году УВВС передало в ЦАГИ свои требования по вооружению АНТ-14. Предполагалось оснащение самолета спаренной установкой пулеметов калибра 7,62 мм для переднего стрелка и двумя крупнокалиберными пулеметами для стрелков в средней и хвостовой частях самолета. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 4000 килограмм, предусматривалась подвеска бомб весом от 250 до 500 килограмм. Проект бомбардировщика остался не реализован.

14 августа 1931 года летчик-испытатель М.М.Громов впервые поднял АНТ-14 в воздух. Пилот высоко оценил летные качества самолета, отметив простоту управления. В ходе испытаний число пассажирских мест довели до 36.

Серийное производство АНТ-14 не было организовано. Связано это было с тем, что к моменту создания машины объемы пассажирских авиаперевозок полностью удовлетворялись самолетами меньших размеров и меньшей пассажировместимости.

В 1933 году АНТ-14 был передан в агитэскадрилью имени М.Горького, где получил название «Правда» и стал флагманом подразделения. За 10 лет АНТ-14 «Правда» совершил более тысячи полетов над Москвой и перевез более 40 тысяч человек. Самолет, пилотируемый летчиками И.В.Михеевым и В.И.Чулковым, в 1935 году побывал с дружественным визитом в Румынии. После окончательной выработки ресурса АНТ-14 «Правда» некоторое время экспонировался в Парке культуры им. Горького.