Гордимся прошлым, вместе строим будущее!

АНТ-13 (И-8)

Истребитель-перехватчик

АНТ-13 (И-8)После прекращения работ по АНТ-12 (И-5) инженер ЦАГИ В.М.Родионов предложил развить оставленный проект в порядке общественной инициативы, то есть в нерабочее время. Машина получила название «Общественный самолет». Руководство по созданию истребителя А.Н.Туполев доверил П.О.Сухому.

Во второй половине 20-х годов в мировом авиационном словаре появились термины «жокей» и «перехватчик», относящиеся к самолетам-истребителям. Первостепенная задача «жокеев» состояла в защите тыловых коммуникаций и работе в системе противовоздушной обороны. Истребители, обладавшие хорошей скороподъемностью и маневренностью, должны были выполнять перехват тяжелых самолетов противника, прорвавшихся к объектам тыла. Высокие летные характеристики должны были помочь пилотам «жокеев» быстро начинать атаку и успешно уходить из-под ответного огня.

В декабре 1929 года УВВС выдало технические требования на самолет АНТ-13 (И-8). Для успешных действий по защите коммуникаций истребитель должен был иметь максимальную скорость 310 км/ч на высоте 5 километров, практический потолок – 8500 метров, время набора высоты 5 километров – 6-7 минут.

В конструкции самолета использовались различные материалы: крылья с металлическим каркасом и полотняной обшивкой, полки лонжеронов были выполнены из нержавеющей стали, фюзеляж сконструировали из хромомолибденовых труб, оперение – из кольчугалюминия. В качестве двигателя инженерами был выбран «Кертисс Конкверор» мощностью 600 л.с.

Постройка АНТ-13 завершилась в ноябре 1930 года, а 12 декабря летчик-испытатель М.М.Громов совершил первый полет на истребителе, поднявшись на высоту 5 километров за 10,32 минут. Неудовлетворительная скороподъемность заставила конструкторов искать пути решения проблемы. В план модернизации вошли установка схемы управления стабилизатором и увеличение маслорадиатора. Дополнительно планировалось использовать двигатель с этиленгликолевым охлаждением, заменить профиль крыльев, изменить компенсирующую отдачу горизонтального оперения, установить кок на винт и закрытые обтекатели на фонарь и шасси.

Доводки АНТ-13 продолжались до апреля 1932 года. На государственные испытания самолет не передавался из-за несоответствия заданным летным характеристикам. Рассматривался вариант установки на истребитель высотного двигателя с мощными нагнетателями, но до реализации проекта дело не дошло.